Четверг, 09.04.2020, 00:27
Приветствую Вас Гость | RSS

Словесник

Меню сайта
Время жизни сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Методический кейс

Главная » Файлы » Обучалка для учащихся » ГИА [ Добавить материал ]

9 класс. Русская литература. Билеты. 2016
19.02.2016, 19:43

                            Экзаменационные билеты по литературе для 9 класса
Пояснительная записка

Экзаменационный материал отражает новые подходы, зафиксированные в Государственном образовательном стандарте среднего общего образования на 2015 – 2017 гг.
Вопросы билетов включают теоретико-литературные термины и понятия, которые входят в соответствующий раздел стандарта.
Некоторые изменения коснулись отбора литературных произведений. Так, в соответствии с новым стандартом в комплекты билетов включены
вопросы по романам «Евгений Онегин» А.С. Пушкина, «Герой нашего времени» М.Ю. Лермонтова, по поэме «Мертвые души» Н.В. Гоголя
Большая часть вопросов экзаменационных билетов базируется на литературном материале, который изучается в 9 классе, однако в ряде случаев
задания опираются на произведения, традиционно изучаемые в 7–8 классах, например: «Повести Белкина» и роман «Капитанская дочка» А.С. Пушкина; поэмы «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова», «Мцыри» М.Ю. Лермонтова; комедия «Ревизор» и повесть «Шинель» Н.В. Гоголя; сказки М.Е. Салтыкова-Щедрина, рассказ «После бала» Л.Н. Толстого и др.

Экзаменационные билеты всех предложенных комплектов носят примерный характер и могут быть использованы при разработке
 кзаменационных материалов в соответствии с особенностями образовательной программы конкретной школы. В предложенный материал
можно внести изменения, исходя из особенностей выбранной учителем программы по литературе: по-другому сгруппировать вопросы в билетах,
изменить некоторые формулировки, заменить какие-то вопросы новыми, дополнить экзаменационный материал, а также разработать свои варианты
билетов.
Порядок экспертизы, утверждения и хранения аттестационного материала для проведения экзаменов по выбору: экзаменационные билеты
рассматриваются на методическом совете и утверждаются директором общеобразовательной организацией.
Предлагаемые экзаменационные комплекты билетов направлены не только на проверку знаний за курс основной школы, но и на выявление
способности к практическому их применению, степени сформированности общих и специальных умений выпускников. Билеты разработаны с опорой на модульный принцип, позволяющий учителю составить билеты с учетом специфики класса, особенностей образовательной программы .
Каждый экзаменационный билет включает три вопроса. Содержание вопросов определяется задачами изучения литературы в основной школе, а также спецификой образовательного стандарта для общеобразовательных учреждений с русским языком обучения. Все экзаменационные билеты ориентированы на проверку выполнения требований к уровню подготовки выпускников и опираются на художественные тексты, соответствующие обязательному минимуму содержания литературного образования. Литературные произведения представлены в экзаменационном материале в определенных пропорциях с учетом времени, традиционно выделяемого на их изучение. Вопросы каждого экзаменационного билета подобраны таким образом, чтобы в нем были представлены художественные произведения разных писателей и эпох (при этом учитываются и родо-жанровые подходы). Каждый билет сбалансирован по уровню сложности проверяемого учебного материала.
Первые вопросы всех экзаменационных билетов в значительной мере традиционны: к ответам на эти вопросы поможет подготовиться материал
учебников. Формулировки этих вопросов достаточно просты, не содержат избыточного объема терминов и понятий; они ставят проблему в обобщенном виде и предполагают ее раскрытие либо на материале конкретного художественного текста, либо с опорой на ряд произведений писателя. Эта часть экзамена выявляет прежде всего знание содержания изученных литературных произведений, понимание образной природы словесного искусства, тематики и проблематики изученных произведений, умение анализировать и интерпретировать художественный текст (ответ, связанный с анализом лирики, предполагает чтение наизусть стихотворения либо стихотворных фрагментов).
Во втором задании выпускник должен проанализировать конкретное стихотворение или фрагмент произведения (для подготовки к ответу
выпускнику предлагается художественный текст). На этом этапе осуществляется проверка знания содержания курса, а также умения
самостоятельно работать с текстом, делать свои наблюдения и выводы в связи с поставленной проблемой. На этапе подготовки к этой части экзамена учебники и пособия могут помочь в меньшей степени, нежели при подготовке ответов на первый вопрос билетов. Важную роль в определении качества ответа будет играть степень сформированности умений непосредственной работы с текстом, способности анализировать его в одном из заданных аспектов. В комплекте билетов для школ с родным (нерусским) языком обучения вторые вопросы не нацеливают на анализ эпизода или стихотворения, поскольку это слишком трудная задача для выпускников подобных школ. Второй вопрос экзаменационного билета основывается на том же принципе, что и первый. В обязательном порядке один из вопросов базируется на материале древнерусской литературы, литературы XVIII или XIX века, а другой – на материале литературы ХХ века.
Третье задание в каждом билете нацелено на проверку различных компетенций и прежде всего способности учащихся самостоятельно
интерпретировать художественный текст. Выпускникам предлагается ответить на частный проблемный вопрос интерпретационного характера по одному из произведений школьной программы. Ответ на него не требует привлечения значительного объема литературного материала, но позволяет проявить самостоятельность мышления, умение давать собственную оценку тому или иному литературному факту.
Говоря о порядке ответов на вопросы билета, следует придерживаться следующих правил: начинать ответ необходимо с раскрытия первого вопроса, право выбора последовательности ответа на второй и третий вопросы предоставляется выпускнику. На подготовку выпускника к ответу следует отводить не менее 40 минут.

Рекомендации по оцениванию ответа выпускника по вопросам билетов
При оценке устного ответа по литературе учитывается глубина и прочность знаний, полученных в рамках литературного образования. В целях
повышения объективности при выставлении отметки рекомендуется анализировать ответ выпускника по следующим позициям:
• понимание вопросов экзаменационного билета, соответствие содержания ответа поставленным проблемам;
• привлечение необходимого объема литературного материала для ответа на вопросы, цитирование наизусть, точность в передаче фактического материала;
• аргументированность суждений, убедительность приводимых доказательств и обоснованность выводов;
• использование необходимых для ответа терминов и понятий;
• композиционная стройность ответа;
• умение выразительно читать наизусть;
• ясность и точность изложения мысли, речевая грамотность.

Предлагаемые рекомендации по оцениванию ответа выпускника не следует рассматривать как жесткий шаблон, позволяющий «автоматически»
оценивать качество ответа: особое внимание должно быть уделено самостоятельности подходов к раскрытию проблемы, проявлению
творческого начала, поскольку предлагаемый экзаменационный материал направлен не только на проверку знаний по предмету, но и на выявление
способностей к практическому применению полученных знаний и умений, а также на раскрытие творческого потенциала учащихся.
Отметка «5» ставится, если выпускник ответил на все вопросы билета и его ответ в целом соответствовал приведенным выше требованиям.
Отметка «4» ставится, если выпускник полноценно ответил на два из трех предложенных вопросов, лишь обозначив основные позиции ответа на
третий вопрос, либо ответил на все три вопроса билета, но в каждом случае его ответ не соответствовал тем или иным приведенным выше требованиям.
Отметка «3» ставится, если выпускник полноценно ответил на один из трех предложенных вопросов, лишь обозначив основные позиции ответа на
два других вопроса, либо ответил на все три вопроса билета, но в каждом случае его ответ не соответствовал основным предъявляемым требованиям.

                                   Экзаменационные билеты по литературе для 9 класса
Билет №1
1. «Слово о полку Игореве»; сюжет и проблематика поэмы.
2. Столкновение тьмы и света в проблематике баллады В.А.Жуковского «Светлана».
3. Что значит «жить» для главного героя поэмы М.Ю.Лермонтова «Мцыри»?
Билет №2
1. Черты классицизма в поэзии М.В.Ломоносова и Г.Р.Державина (творчество одного из поэтов по выбору экзаменуемого).
2. Роль эпизода встречи Башмачкина со «значительным лицом» в проблематике повести Н.В.Гоголя «Шинель».
3. За что автор осуждает Эраста и в чем сочувствует ему? (По повести Н.М.Карамзина «Бедная Лиза»).
Билет №3
1. Тема маленького человека в повести Н.М.Карамзина «Бедная Лиза».
2. «Письмо Татьяны к Онегину» и его роль в раскрытии проблематики романа А.С.Пушкина «Евгений Онегин».
3. Почему мужики в сказке М.Е.Салтыкова-Щедрина «Дикий помещик» предстают в виде «роя»?
Билет №4
1. Тематика и образы романтической поэзии В.А.Жуковского.
2. Смешное и грустное в рассказе А.П.Чехова «Смерть чиновника».
3. Как можно объяснить безразличие Печорина к судьбе своего дневника? (По роману М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени»).
Билет №5
1. Сатирическое изображение нравов поместного дворянства в комедии Д.И.Фонвизина «Недоросль».
2. Портрет Печорина в повести «Максим Максимыч», его роль в создании образа «героя времени». (По роману М.Ю.Лермонтова «Герой
нашего времени»).
3. Почему после увиденной Иваном Васильевичем сцены экзекуции и жизнь героя резко изменилась? (По рассказу Л.Н.Толстого «После
бала»).
Билет №6
1. Образ Чацкого и проблема героя и толпы в комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума».
2. Стихотворение в прозе И.С.Тургенева «Щи»: художественное своеобразие и идейный смысл.
3. За что автор осуждает Эраста и в чем сочувствует ему? (По повести Н.М.Карамзина «Бедная Лиза»).
Билет №7
1. Образ Фамусова и его роль в развитии конфликта комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума».
2. Трагическое и жизнеутверждающее в рассказе Ф.М. Достоевского «Белые ночи».
3. В чём прав и в чем заблуждается Самсон Вырин? (По повести А.С.Пушкина «Станционный смотритель»).
Билет №8
1. Тема «дружества» и образы друзей в лирике А.С.Пушкина.
2. Монолог Липочки (начало I действия) в комедии А.Н.Островского «Свои люди – сочтемся!» как средство характеристики героини.
3. Что значит «жить» для главного героя поэмы М.Ю.Лермонтова «Мцыри»?
Билет №9
1. Тема любви и образ возлюбленной в лирике А.С.Пушкина.
2. Образ «ретивого начальника» в сказке М.Е.Салтыкова-Щедрина «Медведь на воеводстве» (часть II «Топтыгин 2-й»).
3. Почему Печорин не спешит на встречу с Максимом Максимычем? (по роману М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени»).
Билет №10
1. Образ «вещего» поэта и тема творчества в лирике А.С.Пушкина.
2. Сцена бала и ее место в проблематике рассказа Л.Н.Толстого «После бала».
3. Как характеризуют Софью, Митрофана и г-жу Простакову их слова и поступки в финале пьесы Д.И.Фонвизина «Недоросль»?
Билет №11
1. «Русский бунт» в изображении А.С.Пушкина. (По роману «Капитанская дочка»).
2. Стихотворение В. В Маяковского «Хорошее отношение к лошадям»: художественное своеобразие и идейный смысл.
3. Почему подозревающий наличие соперника Чацкий отказывается верить очевидному? (По комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума»).
Билет №12
1. Истоки характера и духовная эволюция Онегина в романе А.С Пушкина «Евгений Онегин».
2. Историческое и философское звучание басни И.А Крылова «Волк на псарне».
3. Почему на протяжении повествования меняется отношение Эраста к Лизе? (По повести Н.М. Карамзина «Бедная Лиза»).
Билет №13
1. Быт и нравы русского дворянства в романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин».
2. Тема человека и природы в стихотворении А.А Фета «Заря прощается с землею…».
3. Почему опытный городничий поверил в «значительность» Хлестакова? (По комедии Н.В. Гоголя «Ревизор»).
Билет №14
1. Образ Татьяны Лариной как художественное открытие автора. (По роману А.С.Пушкина «Евгений Онегин»).
2. Рассказ Хлестакова о петербургской жизни в III действии как одна из кульминационных сцен комедии Н.В. Гоголя «Ревизор».
3. В чем ложность позиции премудрого пискаря? (По сказке М.Е. Салтыкова-Щедрина «Премудрый пискарь»).
Билет №15
1. Страдания одинокой души как ведущий мотив лирики М.Ю. Лермонтова.
2. Сцена финального объяснения Челкаша и Гаврилы как кульминация повествования в рассказе М. Горького «Челкаш».
3. Как проявляет себя Митрофан в общении с разными людьми и как это его характеризует? (По комедии Д.И Фонвизина «Недоросль»).
Билет №16
1. Мир природы и мир человека в поэзии М.Ю. Лермонтова.
2. Монолог Чацкого «А судьи кто?» и его роль в развитии конфликта комедии А.С Грибоедова «Горе от ума».
3. Весел или печален финал «Повести о том, как один мужик двух генералов прокормил» М.Е. Салтыкова-Щедрина?
Билет №17
1. Поэма М.Ю. Лермонтова «Мцыри» как романтическое произведение.
2. Диалог Чичикова с Иваном Антоновичем в гражданской палате: тема чиновничества. (По поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души»).
3. Почему рассказ И.С Тургенева «Бежин луг» завершается упоминанием о гибели Павлуши?
Билет №18
1. Смысл названия и своеобразие главного героя романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени».
2. Тема родины в стихотворении А.А. Блока «Россия».
3. Как меняется отношение Чацкого к Софье в ходе действия комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума»?
Билет №19
1. Женские образы в романе М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени».
2. Философская тематика стихотворения С.А Есенина «Не жалею, не зову, не плачу…».
3. Каково отношение автора «Слова о полку Игореве» к главному герою повествования?
Билет №20
1. Тема судьбы и её развитие в романе М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени».
2. Идея и образы стихотворения Н.А. Некрасова «Железная дорога».
3. Почему выбор Софьи пал на Молчалина и как это её характеризует? (По комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума»).
Билет №21
1. Своеобразие конфликта в комедии Н.В. Гоголя «Ревизор».
2. Роль сцены кулачного боя в развитии сюжета «Песни про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» М.Ю.
Лермонтова.
3. Почему образ Ярославны из «Слова о полку Игореве» вошёл в галерею классических образов русской литературы?
Билет №22
1. Тема города в поэме Н.В. Гоголя «Мёртвые души».
2. Эпизод схватки с барсом и его роль в раскрытии характера главного героя поэмы М.Ю. Лермонтова «Мцыри».
3. Каковы жизненные принципы Митрофана и отношение к ним автора? (По комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль»).
Билет №23
1. Помещичья Русь и её представители в поэме Н.В. Гоголя «Мёртвые души».
2. Изображение мира природы и мира человеческой души в стихотворении Ф.И Тютчева «Есть в осени первоначальной…».
3.Что привлекает автора в Сильвио и над чем иронизирует писатель? ( По повести А.С Пушкина «Выстрел»).
Билет №24
1. Образ Чичикова и тема живой и мёртвой души в поэме Н.В. Гоголя «Мёртвые души».
2. Философская тематика стихотворения С.А Есенина «Не жалею, не зову, не плачу…».
3. Произошло ли духовное единение главных героев «Евгения Онегина» в финале романа? (По роману А.С. Пушкина «Евгений Онегин»).
Билет №25
1. Обличение общественных и человеческих пороков в баснях И.А. Крылова.
2. . «Письмо Татьяны к Онегину» и его роль в раскрытии проблематики романа А.С.Пушкина «Евгений Онегин».
3. В чём смысл немой сцены в финале комедии Н.В Гоголя «Ревизор»?
Билет №26
1. Тематика и образы романтической поэзии В.А.Жуковского.
2. Смешное и грустное в рассказе А.П.Чехова «Смерть чиновника».
3. Как можно объяснить безразличие Печорина к судьбе своего дневника? (По роману М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени»).
Билет №27
1. «Русский бунт» в изображении А.С.Пушкина. (По роману «Капитанская дочка»).
2. Стихотворение В. В Маяковского «Хорошее отношение к лошадям»: художественное своеобразие и идейный смысл.
3. Почему подозревающий наличие соперника Чацкий отказывается верить очевидному? (По комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума»).
Билет №28
1. Своеобразие конфликта в комедии Н.В. Гоголя «Ревизор».
2. Роль сцены кулачного боя в развитии сюжета «Песни про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» М.Ю.
Лермонтова.
3. Почему образ Ярославны из «Слова о полку Игореве» вошёл в галерею классических образов русской литературы?
Билет №29
1. Тематика и образы романтической поэзии В.А.Жуковского.
2. Смешное и грустное в рассказе А.П.Чехова «Смерть чиновника».
3. Как можно объяснить безразличие Печорина к судьбе своего дневника? (По роману М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени»).
Билет №30
1. Быт и нравы русского дворянства в романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин».
2. Тема человека и природы в стихотворении А.А Фета «Заря прощается с землею…».
3. Почему опытный городничий поверил в «значительность» Хлестакова? (По комедии Н.В. Гоголя «Ревизор»).

Категория: ГИА | Добавил: panova
Просмотров: 2799 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 1.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии и видеть ссылки на материалы могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Вход на сайт
Поиск