Планируется следующая модель заданий: первый уровень - задания на проверку знаний программного материала по литературе за предыдущие годы и текущий учебный год, второй - анализ художественного текста (поэтического или прозаического) и литературная задача, третий уровень - сочинение на литературную тему, четвёртый - выразительное чтение наизусть (следует пояснить свой выбор). Последнее задание можно подготовить заранее.
Рекомендации по написанию сочинения
Опора на художественное произведение при написании сочинения подразумевает не просто ссылку на тот или иной художественный текст, но и обращение к нему на уровне аргументации, использования примеров, связанных с проблематикой и тематикой произведений, системой действующих лиц и т. д.
Сначала внимательно прочитайте формулировку темы. В каждой теме есть главное, стержневое слово. Теперь пришло время задуматься: что вы можете или хотите сказать на данную тему? Можно привлечь свой опыт, и тогда вы точно начнете писать свои собственные мысли – а это то, что нужно проверяющим.
Обязательно нужно составить план работы:
- определить проблему;
- обозначить свою позицию;
- обосновать свою правоту;
- сформировать выводы.
Еще лучше, если вы сумеете создать конфликт и попробуете поспорить с самим собой на страницах своего сочинения. В свою очередь, примеры из литературы, которую проходят в школе, должны иллюстрировать ваши мысли, делая их образными и убедительными.
В выводах обязательно должно содержаться сравнение своей главной мысли с тем, что было заложено в формулировке темы. Что касается тематических направлений, то можно привести в пример некоторые литературные произведения, которыми можно иллюстрировать свое видение проблемы.
И не забудьте проверить ошибки!
Общие критерии самооценки работы.
1. Композиционный: отсутствие повторов (одна мысль выражается один раз); избранная автором последовательность рассуждения (от общего к частному или от частного к общему) не должна нарушаться.
2. Тематический: все, о чем говорится в работе по литературе, должно быть непосредственно связано с темой; остальное при переписывании черновика следует вычеркнуть.
3. Риторический: 1) каждое значимое утверждение должно сопровождаться анализом текста: если цитата или отсылка к тексту не комментируется, остается неясной ее функция; 2) заключение обязательно (лучше всего, если оно строится как перечисление главных тезисов основной части); вступление должно быть предельно лаконичным (напр., в 2–3 предложениях перечисляются основные аспекты темы).
4. Стилистический: следует 1) избегать употребления незнакомых слов и тавтологических сочетаний («патриот Родины»); 2) следить за согласованием (время, род, число, падеж); 4) продумать порядок слов в каждом предложении.
5. Логический: одни утверждения автора не должны противоречить другим.
|