Вторник, 16.04.2024, 06:39
Приветствую Вас Гость | RSS

Словесник

Меню сайта
Время жизни сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Методический кейс

Главная » Файлы » Обучалка для учащихся » Олимпиады [ Добавить материал ]

МИНИ-СЛОВАРЬ СОЧИНЕНИЙ ИННОВАЦИОННЫХ ЖАНРОВ
08.10.2016, 20:07

ГОТОВИМСЯ К ОЛИМПИАДЕ: МИНИ-СЛОВАРЬ СОЧИНЕНИЙ ИННОВАЦИОННЫХ ЖАНРОВ

Мельникова Л.В.  Сайт «Донецкий РИДПО. Отдел русского языка и литературы” » 

[Электронный ресурс]. – Режим доступа:

http://kabruss.blogspot.com/2015/12/blog-post_68.html#more  

НЕТРАДИЦИОННЫЕ ЖАНРЫ СОЧИНЕНИЯ

Предлагаем словесникам апробировать в школьной практикеинновационные формы и виды сочинений и творческих письменных работ разных форматов. Поделимся маленькими секретами для хорошего сочинения, расскажем о мотивации учащихся писать добротные творческие работы нетрадиционные характера, опишем технологию напи­сания «неформатного» сочинения.

Эссе – это прозаическое сочинение небольшого объема и свободной композиции, трактующее частную тему и представляющее попытку передать индивидуальные впечатления и соображения, так или иначе с нею связанные“. Данный жанр стал популярным в последние годы. Создателем жанра эссе считается М. Монтень (“Опыты”, 1580 г.).

Некоторые признаки эссе:

            наличие конкретной темы или вопроса. Произведение, посвященное анализу широкого круга проблем, по определению не может быть выполнено в жанре эссе.

            эссе выражает индивидуальные впечатления и соображения по конкретному поводу или вопросу и заведомо не претендует на определяющую или исчерпывающую трактовку предмета.

            как правило, эссе предполагает новое, субъективно окрашенное слово о чем-либо, такое произведение может иметь философский, историко-биографический, публицистический, литературно-критический, научно-популярный или чисто беллетристический характер.

            в содержании эссе оцениваются в первую очередь личность автора – его мировоззрение, мысли и чувства.

Эссе (фр. “еssai” – попытка, проба, очерк) – это жанр сочинения. Это размышление по поводу когда-то нами услышанного, прочитанного или пережитого. Алгоритм эссе – пять-шесть абзацев, где 1 абзац – вступление, 2 абзац – проблема, 3 абзац – описание проблемы, 4 абзац – отношение автора, 5 абзац – свое отношение, опираясь на литературный и жизненный опыт, можно брать газеты, даже ТВ, 6 абзац – заключение. Сочинение-эссе – это не менее 150 слов.

Специфика жанра эссе

  1. Заголовок эссе не находится в прямой зависимости от темы: кроме отражения содержания работы он может являться отправной точкой в размышлениях автора, выражать отношение части и целого.
  2. Свободная композиция эссе подчинена своей внутренней логике, а основную мысль эссе следует искать в «пестром кружеве» размышлений автора. В этом случае затронутая проблема будет рассмотрена с разных сторон.
  3. Если в сочинении на литературную тему должно преобладать рациональное сочетание анализа художественного произведения с собственными рассуждениями, то в эссе — ярко выражена авторская позиция.
  4. Если в традиционном сочинении приветствуются индивидуальные особенности стиля и языка автора сочинений, то в эссе индивидуальные авторский стиль — требование жанра.

Важно отметить, что эссе может быть воплощено в совершенно различные литературные формы: проповедь, статья, дневник, рассказ, очерк, исповедь, речь, письмо, слово и др.

Маленькие произведения в жанре эссе называются “скитце” (нем.). Это набросок, зарисовка, фрагментарный рассказ. В скитце есть что-то от импрессионизма: главное в нем – впечатление автора, “остановленное мгновенье”.

В последнее время учителя-словесники стали активно вводить в практику инновационные формы работы и предлагать учащимся нестандартные виды сочинений. Например, такие: сочинение-монофон, сочинение-кеннинг, сочинение-сага, сочинение-метаморфоза, сочинение-нарратив, сочинение-фанфик, сочинение-сиквел, сочинение-приквел, сочинение-мидквел, сочинение-римейк/ремейк, сочинение-ремикс, сочинение-экфрасис, сочинение-скетч, сочинение-различение (стилизация), сочинение-развлечение (лингвистические миниатюры, подражания и т. д.).

Уже опубликованные идеи и формулировки демонстрируют, сколь сложна поставленная задача, дают интересный материал для осмысления и провоцируют новые вопросы. Школьникам всегда интересны те формы и виды деятельности, которые им мало знакомы или неизвестны вовсе.

Сочинение-«кинолентовидение» – это сочинение, написанное по ключевым словам (5-7 слов в 5-9 классах; 7-11 слов в 10-11 классах).

Сочинение-кеннинг – творческая работа, состоящая из нескольких кеннингов (справка: Кеннинг (kenning) –разновидность метафоры, характерная для скальдической поэзии, а также для англосаксонской и кельтской).

Сочинение хайку – сочинение по ключевому слову в форме трёхстишия, где первая строка формулируется так: «Я был» кем-то или чем-то или «Я видел» кого-то или что-то; вторая – называет место и действие (где и что делал);  третья – даёт определение (как?). Написание хайку развивает способность к лаконичному изложению мыслей.

Сочинение-даймонд/диаманта – мини-сочинение в форме творческой работы, состоящей из семи строк, где первая и последняя строчки представляют собой существительные – антонимы; вторая – 2 прилагательных или причастия, относящиеся к первому существительному; третья – 3 глагола, которые относятся также к первому существительному;

4-я – два противоположных по смыслу нераспространенных предложения, в качестве подлежащих выступают существительные из первой и последней строчок; 5-я и 6-я строчки зеркально повторяют 2-ю и 3-ю, только относятся уже к последнему существительному.

Диаманта – сочинение-миниатюра в  форме семи строк, первая и последняя из которых – понятия с противоположным значением; полезно для работы с понятиями, противоположными по смыслу.

Сочинение-монофон – это творческая работа, состоящая не менее 50 слов. Все слова должны начинаться с одной буквы или звука (с какой/какого именно, вы выбираете сами). Предлоги, союзы, наречия могут начинаться с любой буквы или любого звука, но должны быть однослоговыми (например, у, за, но, под..) или двуслоговыми (например, около, напротив). Слова, использованные в монофоне несколько раз, учитываются в количественном отношении только один раз.

Сочинение-сага или мини-сага – это творческая работа, состоящая всего из 50 слов, но чтобы были начало, середина и конец, чтобы мысль не растекалась, фокусировалась на чём-то одном, и всё же имелся некоторый простор для лирических отступлений и проработки деталей; желательно включение 1-2 кеннингов. Это 40, а остальные нужны для оформления неожиданного финала.

Сочинение-идентификация или сочинение-метаморфоза (превращение).

Сочинение-нарратив – творческая работа, отличительной чертой которой является имманентность.

Нарратив (англ. и фр. narrative – рассказ, повествование) – понятие философии постмодерна, фиксирующее процессуальность самоосуществления как способ бытия текста. Термин заимствован из историографии, где возникает в рамках концепции «нарративной истории», трактующей смысл исторического события не как фундированный объективной закономерностью исторического процесса, но как возникающий в контексте рассказа о событии и имманентно связанный с интерпретацией.

Сочинение-сиквел (продолжение) – творческая работа, которая продолжает сюжет известного художественного произведения.

Сочинение-приквел (предыстория) – творческая работа, которая рассказывает о событиях, которые произошли ранее событий художественного произведения. Приквел является как бы продолжением наоборот – с одной стороны он использует популярность и идеи первоначального произведения, но не является его прямым продолжением. Как правило, в приквеле рассказывается предыстория героев или мира описанных в художественном произведении.

Сочинение-мидквел (дополнение) – это творческая работа, которая дополняет сюжет художественного произведения, не продолжая, а именно дополняя, то есть событие идет не линейно, а как бы в сторону, и происходит это событие одновременно с тем, что описывается в художественном произведении.

Сочинение-интерквел – творческая работа, рассказывающая о событиях, которые происходили в промежутке между первой и второй частями, например, эпопеи.

Сочинениетриквел – это творческая работа, по форме являющаяся сиквелом сиквела, то есть третье из серии последовательных произведений.

Сочинение-квадривкел  – это творческая работа, по форме являющаяся четвертой степенью продолжения произведения.

Сочинение-ремейк, римейк (англ. remake – переработка) – творческая работа, представляющая собой новую версию или интерпретацию ранее изданного художественного произведения. Наиболее близкие формы – ретейк и интертекстуальность.

Произведение «Ф.М.» Бориса Акунина представляет собой сочинение-ремейк, в котором замешана игра с классикой, основу которой составляет произведение Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание». Акунин в данном сочинении проявляет себя как ремейкер, автор – мистификатор.

Сочинение-ремикс (англ. re-mix) – творческая работа, версия художественного произведения, скомпонованная путем «перемешивания» нескольких частей исходного сюжета, наложения на нее различных эффектов и т.д., в результате чего получается творческий продукт, отличный от выданного ранее художественного произведения.

Сочинение-экфра́сис (др.-греч. ἔκφρασις от ἐκφράζω — высказываю, выражаю) – сочинение-описаниепроизведения изобразительного искусства или архитектуры в тексте.

Сочинение-фанфик – это сочинение, написанное поклонниками определённого произведения, созданное на основе оригинального сюжета и/или с использованием персонажей оригинала, это творческая работа (или комикс), в которой использованы идеи сюжета и персонажей из определённого художественного произведения. Это и “продолжения”, и пародии, и “альтернативные вселенные”, и многие другие подобные тексты.

Категория: Олимпиады | Добавил: panova
Просмотров: 2434 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии и видеть ссылки на материалы могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Вход на сайт
Поиск