Схема анализа устных выступлений:
1. Название темы выступления.
2. Формулировка цели.
3. Характеристика содержания:
а) соответствие теме, объективность, полнота, глубина, историзм, конкретность раскрытия темы, связь с современностью, научно-теоретический уровень;
б) степень информативности, соответствие потребностям аудитории, актуальность, новизна материала, доступность изложения;
в) убедительность выступления, аргументированность положений (например, опора на типичные факты действительности, статистические данные, практику, научные законы, ссылка на авторитеты, личные знания и опыт и др.), апелляция к интересам и потребностям аудитории.
4. Структура выступления:
а) наличие и соразмерность вступительной, основной и заключительной части;
б) правильность выбора метода развития мысли (индуктивный, дедуктивный, аналогия), метода изложения (объяснительно-иллюстративный, проблемный, исследовательский, частично-поисковый);
в) принципы и способы организации материала (проблемный, тематический, причинно-следственный, хронологический, ступенчатый, концентрический);
г) логичность изложения (развития мысли), непротиворечивость и определенность основных положений, последовательность мыслей, взаимосвязь положений вводной, основной и заключительной части).
5. Лингвистическая культура и мастерство речи:
- богатство словаря,
- соблюдение орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного русского языка,
- точность словоупотребления,
- ясность формулировок,
- понятность рассуждений,
- конкретность и лаконизм изложения,
- выразительность, образность, эмоциональность,
- средства речевой выразительности,
- техника речи (дикционная четкость, уместное паузирование, правильное дыхание, постановка логических ударений, средний темп речи, сила голоса, соответствуюшая ситуации общения и размерам аудитории.
6. Контакт оратора и аудитории:
- внешний вид оратора,
- мимика, жесты,
- поведение в процессе выступления,
- особенности общения со слушателями.
|