Суббота, 27.04.2024, 04:31
Приветствую Вас Гость | RSS

Словесник

Меню сайта
Время жизни сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Методический кейс

Главная » Файлы » Обучалка для учащихся » Олимпиады [ Добавить материал ]

Ораторское выступление
04.12.2015, 20:41

Текст ораторского выступления продолжительностью  – до 3-х минут.

Оцениваются остроумие, благозвучие, оригинальность, эмоциональность, выразительность речи, заинтересованность в теме, убедительность и другие возможные достоинства  выступлений юных риторов (например, умение мобилизовать волю, увлечь слушателей, яркость речи, вдохновенность ритора).

Хороший ритор – это человек,  защищающий свою точку зрения эффективно и убедительно, решительно и ответственно.

Примерные критерии оценивания ораторского выступления

Содержание ораторского выступления

Соответствие теме, стилю, жанру

Выступление соответствует предложенной теме, выбранному стилю и жанру

2

Логико-композиционная организация: целостность представленной композиции, информационная насыщенность

Выступление характеризуется композиционной оформленностью (построение текста, расположение и соотношение его составных частей текста – вступления, основной части и заключения – обусловлено её содержанием, проблематикой, жанром и назначением), структурированностью и логичностью

1,5

Полнота раскрытия, цельность, доказательность, глубина основной мысли

Выступление характеризуется полнотой раскрытия темы, оригинальностью идей, выводов, оценок основная мысль носит концептуальный характер (отражает систему взглядов выступающего), отличается новизной и оригинальностью (в ней есть интересные повороты)

1,5

Максимальное количество баллов за содержание

5

Коммуникативные качества речи

Смысловая цельность, речевая связность, логическая последовательность изложения

Выступление характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью, последовательностью изложения, отсутствием логических ошибок, правильным абзацным членением текста

1,5

Точность, богатство и выразительность речи соблюдение норм современного русского языка, правильность, чистота

Выступление характеризуется точностью выражения мысли, уместным использованием средств художественной выразительности, элементами художественного мастерства, разнообразием грамматического строя речи

1

Максимальное количество баллов за коммуникативные качества речи

2,5

Артистизм, речевое мастерство

Пафосность высказывания

Наличие ярких, нестандартных выразительных средств языка (метафор, эпитетов, риторических вопросов и т.д.); умение варьировать силу и тембральную окраску голоса; наличие сильного эмоционального начала и сильного логического конца

1,5

Личностный аспект

Выступающий ярко «выкладывает» свои духовные ценности; демонстрирует адресность своего высказывания

1

Максимальное количество баллов за артистизм, речевое мастерство

2,5

Максимальное количество баллов за ораторское выступление

10

С целью качественной подготовки к участию в Обучающей олимпиаде предлагаем список возможных тем для ораторских речей (речь объяснительная, описательная, биографическая или повествовательная) 

Ø  Донецк – мой любимый город.

Ø  Последнее изобретение.

Ø  Фильм, который надо посмотреть.

Ø  Сон должен быть достаточным.

Ø  Когда нужно выключить телевизор.

Ø  Дорогая вещь себя окупит.

Ø  Как я избавился от вредной привычки.

Ø  Что значит прогрессивное воспитание.

Ø  Почему и для женщин важна физическая подготовка.

Ø  Тот, кто не может быть студентом колледжа.

Ø  Недостатки выпускной системы (экзаменов)

Ø  Образованный человек – полезный человек.

Ø  Зачем нужны дипломы.

Ø  Самый выдающийся из моих учителей.

Ø  Как научиться правильно заниматься (учиться).

Ø  Влияние детективных фильмов на детей.

Ø  Хорошая и плохая реклама по радио.

Ø  Новая пьеса, которую каждый должен посмотреть.

Ø  Насколько честной должна быть реклама.

Ø  Что дает реклама потребителям.

Ø  Книги, которые я перерос.

Ø  Мой любимый артист (или артистка).

Ø  Книга, научившая меня многому.

Ø  Лучший фильм этого года.

Ø  Хорошее и плохое в телевидении.

Ø  Эпидемия детектива в литературе.

 

Ø  Великий русский писатель.

Ø  Всегда ли нужен счастливый конец.

Ø  Автомобиль как источник опасности.

Ø  Семья или карьера.

Ø  Как соблюдать семейный бюджет.

Ø  Пустые заботы.

Ø  Способы расточить свою молодость.

Ø  Как устроить домашний уют.

Ø  Имеют ли сны значение.

Ø  Как ладить с родителями.

Ø  Как провести с пользой досуг.

Ø  Моя совесть и я.

Ø  Как чувствовать себя счастливым.

Ø  Что представляет для меня свобода.

Ø  Терпимость – редкое достоинство.

Ø  Поэзия в языке: в чем ее суть?

Ø  Можем ли мы назвать наш век веком поэзии или веком прозы?

Ø  Какое место в вашей жизни занимает поэзия?

Ø  Как вы понимаете суждение: существует поэзия для уха и поэзия для глаза?

Ø  Попса и поэзия: общее и отличие.

Ø  Попса: плюсы и минусы.

Ø  Чем определяется интеллигентность в языке?

Ø  Что способствует воспитанию вкуса в языке?

Ø  Можно ли связать успешность человека с богатством его языка?

Ø  В чем состоит разница языка, на котором мы говорим и языка, на котором мы думаем?

Ø  Языковая личность – кто это?

Предлагаем список возможных тем для ораторских речей и письменных творческих работ (из материалов Международной олимпиады по русскому языку среди стран СНГ и Балтии):

1. Слово правит миром. «Слово – великий властелин, ибо...»

2. Передовое ли у нас образование? Надо ли его реформировать?

3. Надо ли стремиться к богатству? Что такое богатство?

4. Надо ли стремиться к славе? Что такое слава и честолюбие?

5. Почему «блаженны кроткие, милостивые и чистые сердцем»?

6. Молчание – золото. / Молчанием предается Бог.

7. Телевидение: за и против.

8. Жизнь дороже всего. / Есть многое, что дороже самой жизни.

9. Жить надо ради удовольствий. / Невозможно жить только ради одних удовольствий.

10. Какой будет музыка будущего?

11. Там, где не велик нравственный облик, нет великого человека (Р.Роллан).

12. Только правда, как бы она ни тяжела, легка (А.Блок).

13. Сохранится ли в будущем понятие «Родина»?

14. Что такое образованность и кто такой образованный человек?

15. Власть над собой – самая высшая власть.

16. Высшее богатство – отсутствие прихотей.

17. В жизни – море зла, а добра – океан (Архимандрит Рафаил).

18. Можно ли преодолеть конфликт поколений?

19. Сознание того, что чудесное было рядом с нами, приходит слишком поздно (А.А.Блок).

20. В жизни каждая минута таит в себе чудо (А.Камю).

21. Кажется, что счастье бежит, а оно у ног лежит (пословица).

22. Жизнь, прожитую достойно, следует измерять деяниями, а не годами (Р. Шеридан).

23. Кто отказался от излишеств, тот избавился от лишений (Кант).

24. Герой – это муж, знающий, что есть блага, которые дороже жизни (Лессинг).

25. Да не будет слово твоё праздно, да не будет молчание твоё бессловесно (Митр. Филарет Московский).

26. Каким будет человек будущего?

27. Что нужно сделать, чтобы сохранялась грамотность?

28. Способствует ли компьютер совершенствованию человека?

29. Надо ли растить человека патриотом или космополитом? Преодолимо ли это противоречие?

30. Любовь с силою архимедова рычага правит миром (А.А.Гончаров).

31. Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не

превозносится, не гордится, не бесчинствует... (апостол Павел).

32. Если я говорю языками человеческими и ангельскими, а любви не имею, то я — медь звенящая или кимвал звучащий (апостол Павел).

33. Герой нашего времени… кто он и какой он?

34. Кто ты – современный человек?

35. Я мыслю, следовательно, я существую!

36. Ломайте стереотипы, или стереотипы сломают вас!

37. Осторожно: социальные сети!

38. Религия – не поле боя!

39. Милосердие, ты живо?

40. Следуй своей дорогой, и пусть люди говорят, что угодно.

41. Интернет: за и против

42. Закон о запрете ненормативной лексики в СМИ: бессмысленная инициатива или шаг к защите несовершеннолетних?

43. Красноречие – это живопись мысли.

44. Люди, задумайтесь!

45. Книга как запретный плод.

46. Есть ли в мире справедливость?

47. Меньший брат смотрит на тебя.

48. Равнодушие людей – две стороны одной медали.

49. Убивая время – убиваешь себя.

50. Простые выступления о непростом времени.

51. Маски и маски

52. Не бойтесь публичных выступлений!

53. Всем человекам надобно воздуху…

54. Чума внутри общества.

55. Интернет – альтернативная реальность?

56. Свобода слова и ответственность за слово.

57. Дурно говорить так же неприлично, как не уметь читать и говорить (Цицерон).

Примерные темы

для выступлений в конкурсе ораторского мастерства,

проводимого Украинской ассоциацией преподавателей русского языка и литературы в рамках ІV этапа Всеукраинской ученической олимпиады по русскому языку и литературе

  1. Мир управляется Словом. «Слово – великий властелин, ибо...»
  2. Каков язык, такова и жизнь.
  3. Почему плохим языком не построишь хорошую жизнь?
  4. Есть ли будущее у книги (художественной литературы)?
  5. Возрождается ли Украина? Куда мчится птица-тройка?
  6. Сохранится ли в будущем понятие «Родина»?
  7. Какой должна быть школа будущего?
  8. Чем ты увлечен, современный человек?
  9. Какую музыку любит молодежь? «Скажи, что ты поешь?»
  10. Как воспитать хорошего человека?
  11. Компьютер: убивает ли он способность к живому общению?
  12. Можно ли напоить бессмертную душу водою земных удовольствий?
  13. Можно ли в современном мире построить справедливый мир?
  14. Можно ли прожить без обмана?
  15. Можно ли преодолеть конфликт поколений?
  16. Современное телевидение – добро или зло? Учит ли телевизор думать?
  17. Что такое культура?
  18. Что такое культурная память? Может ли существовать общество без культурной памяти?
  19.  «Как в прошедшем грядущее зреет, так в грядущем прошлое тлеет…»(А. Ахматова).
  20. Сформулируйте свое отношение к утверждению «Спорт вне политики».
  21. Символы современной украинской культуры.
  22. Кого (и что) вы бы назвали символами культурного развития страны?
  23. Каждый человек неповторим.
  24. С хорошим попутчиком и длинная дорога короче.
  25. Умейте делать чудеса.
  26. Притча, которая многому меня научила.
  27. Счастье должно быть высоким.
  28. Ты знаешь, что ты – Человек!
  29. Цена улыбки.
  30. Что значит жить  достойно.
  31. Берегите в себе доброе имя человека.
  32. Я не люблю….
  33. Принципы моей жизни.
  34. Наедине со своей совестью.
  35. Я и моя тень.
  36. Мое дерево жизни.
  37. Шаги к успеху.
  38. Как полюбить себя.
  39. Моральные заповеди юности.
  40. Золотые правила жизни.
  41. Послание себе.
  42. Что нужно взять с собой, отправляясь в жизненный путь.
  43. Контракт с самим собой.
  44. Сила личности. В чем она.
  45. Мы в ответе за тех, кого приручили.
  46. Какой человек нужен ХХI веку.
  47. Школа в моей жизни.
  48. Учитель в моей жизни.
  49. Настоящее богатство человека не в словах, а в уме, в духовных ценностях.
  50. Любовь – источник всей жизни.
  51. Можно ли жить без веры? Во что следует верить?
  52. Совесть – мой компас.
  53. Добро и правда должны быть рядом.
  54. От чего зависит твое будущее?
  55. Где есть жизнь – там есть надежда.
  56. Век живи – век учись.
  57. Где нет боли – там нет жизни.
  58. Жизнь коротка для счастья, но долгая для терпения.
  59. Жить – значит узнавать действительность и перевоплощать её.
  60. Следует ли всегда быть откровенным?
Категория: Олимпиады | Добавил: panova
Просмотров: 4391 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии и видеть ссылки на материалы могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Вход на сайт
Поиск