Пятниця, 26.04.2024, 02:35
Приветствую Вас Гость | RSS

Словесник

Меню сайта
Время жизни сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Методический кейс

Главная » Файлы » Обучалка для учащихся » Памятки [ Добавить материал ]

Анализ текста
[ · Перейти по ссылке () ] 19.11.2015, 18:47

    Где нет текста, там нет
и объекта для исследования и мышления.
М.М. Бахтин

Текст создается ради того, чтобы объективировать мысль автора, воплотить его творческий замысел, передать знания и представления о человеке и мире, вынести эти представления за пределы авторского сознания и сделать их достоянием других людей. Таким образом, текст не автономен и не самодостаточен – он основной, но не единственный компонент текстовой (рече-мыслительной) деятельности. Важнейшими составляющими ее структуры, помимо текста, являются автор (адресант текста), читатель (адресат), сама отображаемая действительность, знания о которой передаются в тексте, и языковая система, из которой автор выбирает языковые средства, позволяющие ему адекватно воплотить свой творческий замысел. Основной, исходный постулат: "Во всяком тексте, если он относительно закончен и последователен, высказана одна основная мысль, один тезис, одно положение. Все остальное подводит к этой мысли, развивает ее, аргументирует, разрабатывает" (Жинкин, 1956, с. 17).
    Ключевым моментом в работе с текстом на уроках русского языка является аналитическая деятельность, которая направлена на формирование и развитие у обучающихся умения понимать текст, извлекать из него необходимую информацию, заложенную автором, на осознание коммуникативной задачи текста, осмысление речевых единиц и т.д. Данная деятельность предполагает применение различных видов анализа текста: коммуникативного, содержательно-композиционного, речевого и языкового, стилистического, контекстного. Именно так формируется целостное осмысление текста и речевых единиц, умение выделять признаки текста, средства связи, тип и стиль текста, осуществлять коммуникативную оценку языковых средств. 
Комплексная работа с текстом должна быть систематической и носить интегративный характер.

Анализируй текст, отвечая на вопросы:

1. Подготовьтесь к выразительному чтению текста (отрывка): определите, где нужны логические ударения, паузы – короткие и более продолжительные; выберите нужный тон, темп чтения, принимая во внимание содержание текста, его языковые особенности.
2. Определите тему, основную мысль текста. Выпишите ключевые слова (словосочетания), которые отражают тему текста.
3. Озаглавьте текст. Объясните смысл названия: на что указывает заглавие – на тему или на основную мысль текста? (Предложите свои варианты названия, если анализируется текст, имеющий заголовок.)
4. Определите стиль текста. Докажите своё мнение.
5. Укажите средства художественной изобразительности, которые используются автором. (Если анализируется художественный текст.) Как реализуются в тексте стилистические возможности языковых средств (фонетических, лексических, грамматических)?
6. Докажите, что это текст. Какова роль первого (последнего) предложения?
7. Каким типом речи является данный текст? Докажите.
8. Какие средства связи между предложениями используются в тексте (одном абзаце)? Какой способ связи между предложениями в этом тексте ?
9. Объясните, пользуясь словарями, значение выделенных слов.
10. Подберите к выделенным словам синонимы (антонимы). Чем отличаются слова, входящие в ряд синонимов? Почему из ряда синонимов в тексте используется данное слово?
11. Найдите в тексте два-три многозначных слова. В каких значениях они употреблены? Докажите, что эти слова многозначные.
12. Найдите в тексте (если есть) синонимы, антонимы, слова, употребленные в переносном значении, слова, стилистически окрашенные (высок., книжн., разг., прост., офиц.). Какова их роль в тексте?
13. Найдите в тексте заимствованные слова, диалектизмы, профессионализмы, архаизмы, фразеологизмы. Объясните их значение.
14. Составьте план текста, подготовьтесь к его пересказу (устному или письменному; напишите изложение: подробное, сжатое, выборочное и т. д.).
15. Переведите текст с украинского на русский язык. Какие трудности возникли при переводе определенных языковых единиц (средств художественной выразительности)?
16. Произведите на материале текста разные виды разбора.
17. Проанализируйте орфографию и пунктуацию текста. Сгруппируйте орфограммы и пунктограммы, объясните их. 

ССЫЛКА  - ПРИМЕРЫ ДЛЯ АНАЛИЗА.

Категория: Памятки | Добавил: panova
Просмотров: 1504 | Загрузок: 237 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии и видеть ссылки на материалы могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Вход на сайт
Поиск