Четверг, 09.04.2020, 00:50
Приветствую Вас Гость | RSS

Словесник

Меню сайта
Время жизни сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Методический кейс

Главная » Файлы » Портфолио учителя » Публикации [ Добавить материал ]

Развитие творческой личности
[ · Перейти по ссылке () ] 04.11.2015, 18:51

РАЗВИТИЕ   ТВОРЧЕСКОЙ   ЛИЧНОСТИ
Аннотация
В данной статье представлены основные свойства творческой личности выпускника, рассматриваются особенности развития творческих способностей обучающихся на уроках. Представлена система групповой работы  на литературе, формы творческих сочинений на уроках развития речи, результативность участия учащихся в творческих  конкурсах. 
Ключевые слова: творчество, творческая личность, творческие способности, модель творческого учителя.
Если ученик в школе не научился сам ничего «творить», 
то и в жизни он всегда только будет подражать, копировать.
                                             Л.Толстой
Современная жизнь ориентирована на развитие инновационных процессов во всех областях деятельности  человека и предполагает масштабное целевое и содержательное преобразование во всей системе обучения. В связи с чем формируемые концепции инновационного развития образования предполагают переход от познания мира к возможности его преобразования, от накопления знаний к преобразующей практике, от однозначной оценки явлений и событий к умению объективно анализировать данные события, что требует разработки моделей управления процессом творческого развития  обучающихся  и интерактивных технологий её реализации в новых создавшихся условиях с учётом требований со стороны общества. Перед образовательным сообществом поставлены задачи формирования не просто инициативных и пытливых, предприимчивых и способных эффективно трудиться специалистов, но и творческих личностей, способных непрерывно развивать свои профессиональные компетенции и быть способными к творческой самореализации.
Таким образом, творчество становится ведущей силой развития общества, определяющей его способность к инновационной, преобразующей деятельности, поэтому приоритетным фактором становится творческое развитие каждой личности. Сегодня уже недостаточно обеспечить овладение обучающимися суммой знаний и компетенций, а требуется формирование их готовности  к реализации личностного потенциала на высоком уровне качества, проявляя творчество, инициативность. 
Творческая личность - это человек, который видит вокруг себя задачи, ставит себе цели и занимается их решением. Какие качества характера присущи творческим людям? Прежде всего, это творческая смелость, стремление к независимости, самодостаточности, самодисциплине, настойчивости, самоутверждению. Ради интереса они идут на риск, руководствуются внутренним импульсом, чтобы развивать свои умения и творческий потенциал.
«Первый этап развития творческого мышления - это умение ставить цели и достигать ее. Второй этап – наработка энергетического творческого потенциала. Третий этап – озарение, прорыв – это состояние знания, когда ты просто знаешь, каким способом решена задача. Последний, четвертый этап творческого мышления, когда идет практическая самореализация. Когда человек практически оценивает свои новые способности и навыки в реальной жизни.» [6, с. 78]
«Реализация творческой способности и одарённости зависит от развития личности в целом: духовное и физическое здоровье, внутреннее интуитивное знание, музыкальное и зрительное восприятие, тонкочувственное восприятие мира, развития сверхсознания и видения. Творческими личностями не рождаются, ими становятся.» [3, с. 124]
Современный урок должен быть направлен на развитие  творчества учащихся, спланирован так, чтобы их  умственная и практическая деятельность имела в  результате создание оригинальных, неповторимых ценностей, выявление новых фактов, свойств, закономерностей, а также методов исследования и преобразования материального мира или духовной культуры.
Таким образом, происходит формирование творческих способностей личности,  синтез её черт характера, которые характеризуют степень их соответствия требованиям определенного вида учебно-творческой деятельности и обусловливают уровень результативности этой деятельности
Основными свойствами творческой личности выпускника должны быть:
• смелость мысли,
• склонность к риску;
• фантазия;
• представление и воображение;
• проблемное видение;
• умение преодолевать инерцию мышления;
• способность выявлять противоречия;
• умение переносить знания и опыт в новые ситуации;
• независимость;
• альтернативность;
• гибкость мышления;
• способность к самоуправлению;
• сосредоточение на творческой работе,
• направленность на выбранное направление деятельности;
• большая работоспособность;
• подчиненность творчества духовной мотивации;
• устойчивость, неуступчивость в творчестве, даже упрямство;
• увлечение работой.
Передо мной, как перед учителем – филологом, стоят задачи проводить постоянную последовательную целеустремленную работу по раскрытию творческого потенциала учащихся и находить пути его реализации.
Для этого и я должна постоянно проявлять перед детьми своё творчество и креативность.

Я стараюсь каждый урок разнообразить, изменить форму его проведения. Это  урок – рассуждение, урок – суд, урок – игра, урок – дискуссия, урок – конференция, урок – театрализация.
Принимаю участие в педагогических конкурсах и также по-детски радуюсь положительным результатам. Учащиеся видят,  что, не смотря на загруженность в работе, учитель успевает себя проявить как творческая личность, и стараются не отставать.
Развить способности учащихся помогает введение в учебный процесс инновационных методов работы. Очень результативным в развитии творчества учащихся является метод проекта. Я уже много лет составляю для уроков литературы задания для групповой работы сразу на целую тему. Перед изучением темы дети объединяются в группы, распределяют обязанности и получают задание групповой и индивидуальной творческой работы на цикл уроков. Задания предлагаю разные: раскрыть биографию  писателя в форме интервью, составить анкету героя, перевоплотиться в героя и представить его, нарисовать диафильм или иллюстрации к тексту,  подобрать музыку или картину к произведению, проинсценировать отрывки, провести поисковую-исследовательскую работу по какой-нибудь проблеме, составить кроссворды, тесты, проблемные вопросы, создать презентации и многое другое. На протяжении всех уроков по теме свои работы  дети озвучивают, презентуют и  оформляют портфолио. На последнем уроке подводим итоги групповой работы и участия каждого члена группы.  Учащиеся заполняют листы оценивания, имея критерии, руководитель группы даёт оценку каждому, а  члены группы оценивают командира. Конечно, не обходится без соревнования между группами. Главное, что на протяжении всех таких уроков у детей горят глаза, и они ждут всегда следующей такой интересной работы. В результате учащиеся развивают не только творчество, но и речь, мышление,  формируют умения работать в группе, самоутвердиться.
Результативными в развитии творчества учащихся являются и уроки развития речи. Особенно нравится им побыть соавтором писателя, сочинить сиквел, приквел, мидквел, фанфик, или побыть поэтом, сочинить сенкан, стих по метафоре, акростих и многое другое.
Мои учащиеся принимают участие во многих творческих конкурсах и  получают хорошие результаты:
Пономаренко Анастасия, 5 класс - победитель областного этапа конкурса «Отзыв на современную детскую прозу», Диплом «За оригинальность мысли»;
Никитенко Александр, 7 класс – победитель областного этапа конкурса «Творческая юность Донбасса»;
Кудринская Марина, 7 класс – лауреат областного этапа Всеукраинского конкурса ученического творчества;
Пасечник Юлия, 8 класс – победитель областного этапа Всеукраинского конкурса ученического творчества;
Передненко Каролина, 8 класс – лауреат областного этапа конкурса мультимедийных презентаций «Марафон – проект»;
Серебрянская Виталия, 9 класс - лауреат областного этапа Всеукраинского конкурса ученического творчества;
Кудринская Марина, 10 класс – ІІ место в республиканском этапе работ МАН по украинской литературе,
Ищенко Карина, 8 класс – победитель в республиканском этапе Интернет-соревнования «Поэтический вернисаж юных филологов «Мой край, моя земля».

В.А. Сухомлинский в своей книге «Сердце отдаю детям» писал: «Нельзя забывать, что ребенок, не испытавший радости от учения, не познавший чувства гордости после преодоления трудности - несчастный человек. Дать ребенку ощутить радость труда, наполнить его сердце гордостью и чувством собственного достоинства - первостепенная задача педагогики.» [5, с. 47]
Творческие способности развиваются в творческой деятельности учащихся. 
И современный выпускник будет творчески развитой, социально-ориентированной личностью, способной к самореализации, к креативному мышлению, стремящийся к самообразованию и саморазвитию.
Литература:
1. Альтшуллер Г.С., Верткин И.М. Как стать гением: Жизненная стратегия творческой личности. - Минск: Беларусь, 1994. - 479с.
2.Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте: Психологический очерк: Книга для учителя. 3 изд. – М.: Просвещение, 1991. – 93 с.
3.Никитина А.В. Развитие творческих способностей учащихся. – М.: Просвещение, 1993. С.42-45. 
4.Никольский В.А. Методика преподавания литературы в школе. - М., 2001.
5. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям.- М., 1993.
6. Яковлева Е.А. Психология развития творческого потенциала личности. – М.: Фланта, 1997.

 

 

 

Категория: Публикации | Добавил: panova
Просмотров: 807 | Загрузок: 85 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии и видеть ссылки на материалы могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Вход на сайт
Поиск