Пятниця, 19.04.2024, 10:24
Приветствую Вас Гость | RSS

Словесник

Меню сайта
Время жизни сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Методический кейс

Главная » Файлы » Портфолио учителя » Самоанализ [ Добавить материал ]

Основные идеи системно-деятельностного подхода
19.07.2016, 16:46

Панова Е.В.,

учитель украинского языка и литературы

Шахтёрской общеобразовательной школы І – ІІІ ступеней № 18

Основные идеи системно-деятельностного подхода

Качество образования на современном этапе понимается как уровень специфических, надпредметных умений, связанных с самоопределением и самореализацией личности, когда знания приобретаются не «впрок», а в контексте модели будущей деятельности, жизненной ситуации, как «научение жить здесь и сейчас».

В докладе международной комиссии по образованию для 21 века под председательством Жака Делора «Образование: скрытое сокровище», сформулировано «4 столпа, на которых основывается образование: научиться познавать, научиться делать, научиться жить вместе, научиться быть» (Ж. Делор).

Учиться знать подразумевает, что учащийся ежедневно конструирует свое собственное знание, комбинируя внутренние и внешние элементы.

Учиться делать фокусируется на практическом применении изученного.

Учиться жить вместе актуализирует умения отказаться от любой дискриминации, когда все имеют равные возможности развивать себя, свою семью и свое сообщество.

Учиться быть акцентирует умения необходимые индивидуально развивать свой потенциал.

 По сути дела Жак Делор определил глобальные компетентности необходимые человеку, чтобы выжить в современном мире.

Перед учителями ставятся задачи:

научить получать знания (учить учиться)

научить работать и зарабатывать (учение для труда)

научить жить (учение для бытия)

научить жить вместе (учение для совместной жизни)

Решение этих проблем требует новых подходов в обучении, применения новых технологий.

Характер обучения  должен стать  поисковым: освоение нового происходит на основе решения учебной задачи (проблемы) с помощью преобразования способов действий, конструирования новых, помимо предложенных учителем.

 Деятельностный метод - метод, при котором ребёнок не получает знания в готовом виде, а добывает их сам в процессе собственной учебно-познавательной деятельности.

 В условиях применения деятельностного метода отношение школьников к миру всё чаще не укладывается в привычную схему «знаю - не знаю», «умею - не умею» и сменяется параметрами  «ищу и нахожу», «думаю и узнаю», «пробую и делаю».

Для того, чтобы знания учащихся были результатом их собственных поисков, необходимо организовать эти поиски, управлять учащимися, развивать их познавательную деятельность – в этом функция учителя.

И наиболее актуальными становятся педагогические технологии, основными чертами которых выступают:

процессуально-целевая ориентация;

относительная целостность;

ориентация учащихся на самостоятельное освоение нового опыта, развитие своих познавательных возможностей;

представление процесса обучения как творческого поиска решения познавательных задач;

познавательная рефлексия;

активная позиция учащегося в процессе обучения (самостоятельный выбор вариантов решения, принятие решений, оценочная деятельность);

позиция педагога как «партнёра по учебному исследованию»;

измеряемость и воспроизводимость результатов.

Это такие технологии, как:

Проблемно-диалогическая технология

Технология развития критического мышления

Кейс-технология

Исследовательская технология обучения

Информационная технология

Адаптированная система обучения (АСО) – работа в группах и в парах

Проблемно-развивающая технология

Рейтинговая технология

Технология модульного обучения

Технология коллективного способа обучения (авторская)

Здоровьесберегающая технология

Личностно-ориентированная технология

Технологии игрового обучения

Дидактические принципы технологии деятельностного метода.

В практическом преподавании реализуется технология деятельностного метода на основе такой системы дидактических принципов:

Принцип деятельности основан на получении знаний учеником не в готовом виде, а добывая их самостоятельно, при этом осознавая формы и содержание собственной учебной деятельности, понимая систему ее норм, принимая участие в их совершенствовании. Это способствует успешному формированию деятельностных и общекультурных способностей ученика, его общеучебных навыков.

Принцип непрерывности предполагает преемственность между всеми этапами и ступенями обучения на уровне содержания, методик и технологии. При этом учитываются психологические особенности развития детей разного возраста.

Принцип целостности, при котором ученики формируют обобщенное системное представление об окружающем мире (обществе, природе, самом себе, мире деятельности и т.д.).

Принцип минимакса: школа предлагает ученику возможность освоить содержание образования на уровне, максимальном для него. Этот уровень определяется зоной ближайшего развития соответствующей возрастной группы. При этом школа обеспечивает усвоение знаний учеником на минимальном социально-безопасном уровне (государственный стандарт).

Принцип психологической комфортности основан на том, что все стрессообразующие факторы учебного процесса «удаляют», на уроках и в школе создают доброжелательную атмосферу, которая ориентирована на то, чтобы реализовать такую идею педагогики как сотрудничество, развитие диалоговых форм общения.

Принцип вариативности – у учащихся формируются способности систематически перебирать варианты и адекватно принимать решения в случае выбора.

Принцип творчества предполагает, что максимальная ориентация в образовательном процессе направлена на творческое начало и приобретение опыта творческой деятельности у учеников.

Эта система принципов обеспечивает получение детьми культурных ценностей общества, которые соответствуют основным дидактическим требованиям традиционной школы, к примеру, принципу наглядности. Такая система развивает и продолжает традиционную дидактику по направлению реализации современных целей образования. При этом она дает каждому ребенку возможность выбора индивидуальной образовательной траектории, в случае, если он гарантированно достигнет социально безопасного минимума.

Категория: Самоанализ | Добавил: panova
Просмотров: 1341 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии и видеть ссылки на материалы могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Вход на сайт
Поиск