Четверг, 21.11.2024, 10:58
Приветствую Вас Гость | RSS

Словесник

Меню сайта
Время жизни сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Методический кейс

Главная » Файлы » Портфолио учителя » Самоанализ [ Добавить материал ]

Самоанализ работы
02.11.2015, 19:14

Тема опыта:  «Формирование и развитие речи школьников  средствами  реализации деятельностного подхода  в  условиях  компетентностного  обучения»
                           

Речевая культура человека – это зеркало его духовной культуры… 
                           Речевая культура выражает самую сущность культуры   
                          человеческой…
В. А. Сухомлинский

      Высокая культура речи, постоянная забота о её совершенствовании – важная часть общей культуры человека, одно из условий повышения культуры народа. 
      Опыт преподавания в школе позволяет констатировать чрезвычайно низкую речевую культуру большинства современных школьников, их неспособность воспринимать, перерабатывать большие объемы текстовой информации, отсутствие умения организовать речевое общение в определенной ситуации, конкретных социальных условиях, невысокое владение лексическими, орфоэпическими, грамматическими умениями и навыками, неумение соотносить языковые средства с целями, задачами и условиями общения.
     В эпоху новейших технологий, всеобщей и полной компьютеризации  и распространения других достижений современной цивилизации глубокое знание языка, владение его литературными нормами обязательно для всякого образованного человека. 
Поэтому формирование и повышение речевой культуры актуальная проблема в образовании, приобретающая и  нравственный аспект. Высокая культура языка, яркая и выразительная повседневная речь вместе с художественной литературой прошлого и настоящего, с общественной мыслью, наукой и экономикой – действенный инструмент культурного и духовного обустройства всей жизни. 
Понятие «речевая культура» многозначно. Оно содержит три аспекта:
1) нормативный;   2) коммуникативный;   3) гносеологический.
    В качестве основной цели обучения сегодня выдвигается формирование высоконравственной интеллектуально развитой языковой личности. 
Общение, развитие речи невозможно без реализации деятельностного подхода: постоянного взаимодействия учителя и учащихся, что способствует формированию компетентной конкурентоспособной личности. Прежде всего, это непрерывное образование, активное освоение учеником способов познавательной деятельности, ориентированность обучения на самовыражение и самореализацию социально сознательной индивидуальности.
     Научной основой  опыта являются современные теоретические идеи ведущих учёных. К проблеме речи и деятельностного подхода обращались психолог  Л. С. Выготский и  педагог С.Сысоева (роль педагогической помощи, руководство в учебно-воспитательном процессе), И.О.Зимняя (личностно - деятельностный подход в обучении, анализ видов речевой деятельности), Н.И.Жинкин, Д.Б.Эльконин, И.Е.Синица (психология развития речи), А.К.Маркова (усвоение языка как средства коммуникации, исследования речи детей), С.Рубинштейн (деятельностный подход в развитии личности), О.Никифорова, В.Тихомирова, П.Якобсон (виды аналитико-синтетической работы учеников с произведением литературы), Ж. Пиаже (системная организация знаний, предсказания и порядок умственных действий учащихся), польский педагог Ч.Куписевич (партнерские взаимоотношения учителя и учеников, сотрудничество).
     Цель и задачи опыта: на каждом уроке работать над развитием устной и письменной речи учащихся; научить монологическому изложению мысли, написанию различных видов сочинений, оформлению сообщения, доклада, реферата, умению  презентовать свои работы, брать интервью, вести репортаж, выступать в роли оратора, писать конспект или тезисы; развивать коммуникативность учащихся, умение работать в группах, выполнять поисковые, творческие работы, оформлять портфолио, составлять и реализовывать проекты, презентовать их.
                                                 Теоретическая новизна и практическая значимость
    Главным фактором моих уроков является деятельностный подход. Деятельность - это совокупность действий человека в определенной области. В учебной деятельности можно выделить деятельность учителя - разновидность профессиональной научно-педагогической деятельности и деятельности ученика - форму познавательной и практической активности, направленную на развитие своей личности. Сегодня учитель является фасилитатором, консультантом, организатором познавательного процесса, а ученик является исполнителем деятельности. Во время выполнения таких работ ученики формируют ключевые жизненные компетенции: познавательную, социальную, поликультурную, коммуникативную, информационную, самообразовательную, личностную и творческую.
      С этой целью я разрабатываю циклы уроков по темам для групповой работы. На первом уроке дети объединяются в группы, выбирают руководителя и получают групповые и индивидуальные задания на несколько уроков. Таким образом, учащиеся заранее знают объём работы, распределяют её в группе и каждый урок презентуют свои результаты. По завершении каждая группа представляет портфолио работ за весь цикл, оценивается работа и группы, и каждого учащегося. В этих циклах включаю различные виды работ:
интерактивные (групповая работа, выполнение поисковых исследований, создание диафильма, игра «Пирамида», метод «Пресс», сенкан),   
инновационные (поиск информации в Интернете, создание презентации, оформление портфолио, проектов),
интегрированные (поиск исторической, географической, краеведческой справки, создание карты путешествий),
диалогические методы (инсценировки, «Карусель», «Дуэль», «Аквариум», путешествие, экскурсия, пресс-конференция, мозговой штурм, интервью).
          Предлагаю детям представить себя в роли психолога, режиссера, историка, географа, краеведа, иллюстратора, экскурсовода и тому подобное.
В моей системе работы есть и языковые ассоциативные зарядки, дискуссии, ораторские соревнования, интеллектуальные игры, деловой театр, тренинги. Постоянно использую коммуникативно-ситуативные упражнения. Дети с большим удовольствием, с горящими глазами, с большим желанием выполняют такие работы, получают замечательные результаты, лучшие награждаются грамотами.
         Развитие речи учащихся – это постоянный кропотливый труд, чтобы заинтересовать и реализовать потенциал школьников, стараюсь сделать урок  неординарным: урок – ролевая игра, литературная экскурсия, путешествие, урок – суд, урок – интервью, устный журнал, КВН, урок – театрализация, урок компаративного анализа,  парад литературных героев. Задания для учащихся несут поисковый и творческий характер, использование компьютерных технологий: создание флеш-карт, кроссвордов, ребусов,  буклетов, книжек – миниатюр, газет. Интересными являются и работы по созданию презентаций, буктрейлеров.  
          Уроки развития речи  стараюсь разнообразить использованием различных жанров сочинений. Предлагаю учащимся стать соавторами  писателя, сочинить к литературному произведению приквел,  сиквел, мидквел, интерквел, фантик,  ремейк или ремикс. Для развития творчества,  пополнения словарного запаса учащихся  использую «свободные тексты»:  стихотворение «Я…», «11 – словие», «стихотворение по метафоре», «сенкан», сочинение – метаморфоза, сочинение – идентификация, «кинолента видений». Такие виды деятельности развивают умение конструировать тексты по образцу, сочинять новые, сравнивать с образцом, выполнять самооценку и коррекционную работу. 
                                         Распространение опыта
С 2009 года я руководитель школьного учебного методического объединения учителей-словесников.
С 2010 по 2014 год была руководителем городской цикловой методической комиссии учителей мировой литературы.
Имею персональный сайт «Словесник», страничку на сайте проекта «Инфоурок». Публикую материалы на сайтах «Методпортал», «Золотые странички», имею печатные публикации.
Постоянно выступаю на городских и школьных методобъединениях, презентую опыт работы. 
       Составила методические сборники: 
- «Методичні поради з проблеми»
- Памятки  «Культура усного мовлення»   
- Проект  «Формування моральних цінностей школярів засобами літератури» 
- Проект «Соціальна адаптація учнів на уроках літератури»
- Проект «Полікультурна освіта на уроках світової літератури»
- «Впровадження здоров'язберігаючих технологій у навчально- виховний процес»
Методы моей работы предоставляют возможность развить базовые навыки учащихся, развить конкурентоспособную, коммуникативную личность через призму формирования речи средствами реализации деятельностного похода,  способную применять знания и умения эффективно и творчески в межличностных отношениях, развить свободную и интеллектуальную личность, способную мыслить творчески, логически и нестандартно, что поможет молодежи лучше показать себя в современной жизни. 
       Я стараюсь, чтобы мои уроки языка и литературы способствовали духовному обогащению будущего гражданина,  пробуждали светлое и благородное  в сердцах, призвали каждого быть лучше, совершеннее.

«Урок – это зеркало общей и педагогической культуры учителя, мерило его интеллектуального богатства, показатель его кругозора и эрудиции», - утверждал В. Сухомлинский. 
Проблема, над которой я работаю, является весьма перспективной и имеет продолжение в будущем.

По словам Бернарда Шоу: «Единственный путь, ведущий к знанию, - это деятельность».

                                     

Категория: Самоанализ | Добавил: panova
Просмотров: 1617 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии и видеть ссылки на материалы могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Вход на сайт
Поиск