Стихотворение «Я мечтою…» было написано в 1894 году и входило в сборник под названием «В безбрежности». Это стихотворение занимает особое место в сборнике, расположено вне циклов и разделов, напечатано курсивом. Его можно считать прологом этого поэтического сборника.
Я мечтою ловил уходящие тени,
Уходящие тени погасавшего дня,
Я на башню всходил, и дрожали ступени,
И дрожали ступени под ногой у меня.
И чем выше я шёл, тем ясней рисовались,
Тем ясней рисовались очертанья вдали,
И какие-то звуки вокруг раздавались,
Вкруг меня раздавались от Небес и Земли.
Чем я выше всходил, тем светлее сверкали,
Тем светлее сверкали выси дремлющих гор,
И сияньем прощальным как будто ласкали,
Словно нежно ласкали отуманенный взор.
А внизу подо мною уже ночь наступила,
Уже ночь наступила для уснувшей Земли,
Для меня же блистало дневное светило,
Огневое светило догорало вдали.
Я узнал, как ловить уходящие тени,
Уходящие тени потускневшего дня,
И всё выше я шёл, и дрожали ступени,
И дрожали ступени под ногой у меня.
- Какое впечатление произвело на вас стихотворение? ( Одухотворённости, возвышенности. Ощущения свободы души, чувства постоянного движения.)
- Какие картины возникли в вашем воображении? (Закат солнца. Высокая башня….)
-Какие особенности в построении этого поэтического текста вы сразу заметили? (Повторы).
-Посчитайте, сколько раз они встречаются? ( 10 раз в двадцати строчках).
- Повтор – очень сильное поэтическое средство. Для чего, с какой целью поэт его использует? (Мы повторяем то, что для нас более всего значимо. Для усиления образности.)
- В тексте много глаголов( входить, дрожать, идти, узнать, ловить…), которые служат для создания чувства постоянного движения.
- Ещё какие-то особенности вы заметили? (Часто употребляется личное местоимение «я»).
- Посчитайте, сколько раз. ( 11 раз в 20 строчках).
-Ещё И.Анненский отмечал у Бальмонта «нежную музыкальность» лирического «я». Позже писали, что поэтическое «я» - основа стихотворения.
- Теперь определим характер композиции.(Композиция кольцевая, так как последняя строфа зеркально отражает первую).
- Как вы думаете, в тексте стихотворения мы чаще встречаемся с прямым или переносным значением слов? ( С переносным).
- Да, переносное значение – это основа образности. На них мы будем обращать особое внимание.
Лингвистический анализ текста.
- С какого слова начинается стихотворение? (с местоимения «Я»).
- А кто подразумевается под «Я»? (Это может быть лирический герой, а также и сам автор. Или читатель.)
- Эти значения «мерцают» в тексте, просвечивают друг через друга, осознаются нами постоянно. «Ловить мечтою». Как вы понимаете эту метафору? ( Мечтать, фантазировать, представлять, воображать).
- Герой хочет остановить мгновение, вспомнить что-то приятное, задержать это воспоминание.
- «…уходящие тени». Что же пытается запомнить лирический герой? К чему он стремится? ( Может быть, тени-это люди, которые уходят. Может быть, тени-это прошлое, которое нельзя вернуть.)
- Далее метафора развёртывается «Уходящие тени погасавшего дня»… Это день? (День, который подходит к концу. Прожитый день. Это реальный мир, погрузившийся во тьму).
Я на башню всходил, и дрожали ступени,
И дрожали ступени под ногой у меня.
- Герой всходит на башню. Скажите, какие ассоциации вызывает у вас это слово? (С древним миром, со средневековым. Это место, где когда-то томились узники).
- Может быть, это Вавилонская башня? Чтобы люди могли говорить с Богом. Можно предположить, что герой, восходя на башню, хочет приблизиться к вершине, к тому, кто на ней – к Богу. Интересно, что позднее поэты-символисты собирались в «башне» Вячеслава Иванова и читали свои стихи.
- А как вы понимаете выражение «дрожали ступени»? (Ступени дрожат и тем самым создают препятствие на пути героя. Мы можем предположить, что путь который проходит герой, неизведан, зыбок, на нём много препятствий – это трудный путь.)
И чем выше я шёл, тем ясней рисовались,
Тем ясней рисовались очертанья вдали…
- В каком значении употребляют двойной союз?
(В значении сравнения, сопоставления двух явлений – выше шёл – ясней рисовались).
- Как вы понимаете слово «вдали»? К чему оно относится? (Далеко от реального мира.) Здесь явное противоречие: вдали – значит, очертанья должны быть как бы в тумане, а у поэта – они яснее.
… И какие-то звуки вокруг раздавались, Вкруг меня раздавались от Небес и Земли.
- Прокомментируйте эти строки.
(Герой приобретает новое зрение, новый слух. В мире мечты, фантазии он видит и слышит то, что не может увидеть и услышать в реальном мире. Так герой приближается к истине.)
- Композиция стихотворения кольцевая, значит, движение – циклично, вечно.
Мы прочитали стихотворение медленно, обращая внимание на значение слов, на структуру текста. Скажите, с какой интонацией может быть прочитано стихотворение?
|