Суббота, 20.04.2024, 02:55
Приветствую Вас Гость | RSS

Словесник

Меню сайта
Время жизни сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Методический кейс

Главная » Файлы » Русская литература » Анализ произведений [ Добавить материал ]

Духовные искания князя Андрея
[ · Перейти по ссылке () ] 26.05.2019, 16:45

Вариант 1 (План)

Путь нравственных исканий князя Андрея Болконского

I. Стремление к высшей правде — цель духовных исканий главных героев романа. Сложность и противоречивость характера князя Андрея предопределяют трудность жизненных поисков героя, мучительность его нравственного прозрения.

П. Духовные искания Андрея Болконского:

1. Поиск истинного, достойного дела:

а) неудовлетворенность светским обществом;

6) разочарованность в семейной жизни;

в) мечта о подвиге, стремление к славе;

г) желание на военной службе обрести уверенность в себе.

2. Участие в войне 1805 года:

а) чувство воинского долга, воспитанное отцом;

б) неприятие законов света в среде военного офицерства;

в) стремление испытать судьбу Наполеона на себе;

г) встреча с истинным героем (подвиг Тушина в Шенграбенском сражении возвращает князя Андрея к реальности);

д) бессмысленность подвига князя Андрея во время Аустерлицкого сражения;

е) небо Аустерлица (отказ от честолюбивых иллюзий, разочарованность в своем кумире, понимание жизни как нечто большего, чем стремление к личной славе).

3. Смерть жены и рождение сына помогут понять Болконскому, чем он пожертвовал ради собственных эгоистических устремлений.

4. Уход в себя, отречение от активной жизни.

5. Разговор с Пьером о добре, справедливости и правде — этапный момент в жизненных исканиях князя Андрея.

6. Встреча с Наташей в Отрадном (желание возродиться), воплощение мыслей Андрея Болконского в образе дуба — символе «замирания» и «возрождения».

7. Стремление принести пользу на государственной службе (проснувшееся честолюбие), сближение и разрыв со Сперанским.

8. Любовь к Наташе, чувство долга и ответственности перед любимым человеком.

9. Разрушение надежд на личное счастье (неспособность понять и простить близкого человека, заостренность на себе).

10. Участие в войне 1812 года — решающий этап в жизни Болконского:

а) возвращение в армию, стремление быть полезным Отечеству, слияние с судьбой народа;

б) смерть отца и потеря родного дома не замыкают князя Андрея в себе;

в) нравственный подвиг князя Андрея на поле Бородина — подвиг выдержки и силы духа;

г) смертельное ранение открывает Болконскому вечную истину — необходимость любви к людям;

д) чувство жалости к Курагину;

е) возрождение любви к Наташе;

ж) смерть князя Андрея.

III. Судьба Андрея Болконского — это путь «от Наполеона к Кутузову», путь человека, совершающего ошибки и способного искупить свою вину, путь человека, стремящегося к нравственному совершенству.

 

Вариант 2 (План, цитаты)

Путь нравственных исканий князя Андрея Болконского

I. Князь Андрей Болконский в свете:

1) Неудовлетворенность жизнью в свете (“… эта жизнь, которую я веду здесь, эта жизнь – не по мне!”); кн. Андрей знает цену свету: ложь, лицемерие – его законы;

2) Болконский не удовлетворен семейной жизнью (“Но если хочешь знать правду…(сестре кн. Марье) хочешь знать, счастлив ли я? Нет. Счастлива ли она? Нет. Отчего это? Не знаю…”);

3) Дружба с Пьером Безуховым (“Ты мне дорог, особенно потому, что ты один живой человек среди всего нашего света”);

4) Мечты о воинской славе, о своём Тулоне.

II. Война 1805 года в судьбе кн. Андрея:

1) Изменившееся настроение и мироощущение кн. Андрея (“…много изменился за это время… он имел вид человека… занятого делом приятным и интересным”);

2) Шенграбенское сражение. Кн. Андрей мечтает о славе: “… ему пришло в голову, что ему-то именно предназначено вывести русскую армию из этого положения, что вот он , тот Тулон, который выведет его из рядов неизвестных офицеров и откроет ему первый путь к славе!”. Первые сомнения в том, что воинская слава – это именно то, чему следует служить: истинные герои остаются в тени;

3) Аустерлицкое сражение:

а) мечты о славе накануне сражения: “Хочу славы, хочу быть известным людям, хочу быть любимым ими”;

б) подвиг Болконского;

в) небо Аустерлица – крах прежних мечтаний Болконского: прежние стремления к славе, к Любви людской суетны и потому ничтожны. Что-то другое должен искать человек в жизни. Но что?

III. Период духовного кризиса. Жизнь для себя.

Жизнь в Богучарово (мир Болконского после смерти жены и рождения сына сузился. Стоя у кроватки сына он думает: “Это одно, что осталось мне теперь”);

2) приезд Пьера Безухова и разговор с ним на пароме – перелом в настроении и мироощущении князя Андрея: “Свидание с Пьером было для князя Андрея эпохой…, с которой началась его новая жизнь”.

3) “Новая жизнь” кн. Андрея после встречи с Пьером (успешные попытки облегчить положение своих крестьян).

IV. Встреча с Наташей Ростовой и любовь к ней – окончательное возрождение кн. Андрея к жизни:

1) Первая встреча с Наташей в Отрадном (две встречи с дубом – отражение двух настроений кн. Андрея).

2) Жажда активной деятельности, в комиссии Сперанского: “Нет, в 31 год жизнь не окончилась…”.

3) Встреча с Наташей на большом придворном балу (1810 г.) и в впечатление, произведенное Наташей на кн. Андрея (он любил встречать все, что не имело светского отпечатка).

4) Разочарование в Сперанском и службе: под влиянием любви к Наташе меняется мироощущение Болконского;

5) Весь смысл, вся жизнь для кн. Андрея – в любви к Наташе (“Весь мир разделен для меня на две половины: одна – она и там все счастье, надежда, свет; другая половина – все, где её нет, там все уныние и пустота”).

6) Отсрочка свадьбы (по требованию старого князя Болконского) и отъезд кн. Андрея за границу. Ошибка кн. Андрея: много думал о своей любви и мало о том – что чувствует Наташа.

7) Окончательный разрыв с Наташей. (“Я говорил, что падшую женщину надо простить, но я не говорил, что могу простить. Я не могу…”).

8) Князь Андрей ищет личной встречи с Анатолем, потому что, “не подав нового повода к дуэли, князь Андрей считал вызов со своей стороны компрометирующим графиню Ростову”. Даже оскорбленный, даже униженный, князь Андрей не может унизить женщину.

V. Война 1812 года в судьбе князя Андрея Болконского.

1) Поездка Болконского в поисках Анатоля Курагина, в Петербург и в Турецкую армию. Переход его в Западную армию к Барклаю де Толли.

2) Поездка в Лысые Горы к отцу, ссора с ним и отъезд на войну.

3) Решение князя Андрея служить не при особе государя, а в армии (“Навеки потерял себя в придворном мире, не попросив остаться при особе государя, а попросив позволения остаться в армии”).

4) Андрей Болконский накануне Бородинской битвы; свидание с Пьером и разговор с ним о войне, о назначении Кутузова главнокомандующим. Кровная связь Болконского с простым народом, с солдатами (“Он весь был предан делам своего полка, он был заботлив о своих людях и офицерах и ласков с ними. В полку его называли НАШ КНЯЗЬ, им гордились, его любили”).

5) На перевязочном пункте. Встреча с Анатолем Курагиным: нет прежней ненависти, “восторженная жалость и любовь к этому человеку наполнили его счастливое сердце”. Что это? Или, как думает он сам, ему открылась та терпеливая любовь к людям. которой учила его сестра!

6) Раненый кн. Андрей в обозе Ростовых. Душевное состояние князя, его примирение с Наташей. Последняя нравственная борьба между жизнью и смертью.(“Та восторженная любовь к людям, которую он понял после ранения, сменилась равнодушием к ним: всех любить… значило никого не любить, значило не жить этою земною жизнью”).

Вариант 3 (План, цитаты)

Путь нравственных исканий князя Андрея Болконского

Чтоб жить честно, надо рваться, путаться, биться, ошибаться, начинать и бросать… А спокойствие — душевная подлость.

Л.Н. Толстой

    Любимые герои Толстого проходят путь сложнейших нравственных исканий, пытаясь найти истину, правду жизни, обрести настоящий смысл жизни и счастье.

Впервые мы встречаем Андрея Болконского в салоне Шерер. Многое в его поведении и облике выражает глубокое разочарование в светском обществе, скуку от посещения гостиных, утомленность от пустых и лживых разговоров. Об этом говорит его усталый, скучающий взгляд, гримасничанье, портившее его красивое лицо, манера щуриться при разглядывании людей. Собирающихся в салоне он презрительно называет "глупым обществом". Андрею нерадостно сознавать, что без этого праздного круга людей не может обходиться его жена Лиза. «Гостиные, сплетни, балы, тщеславие, ничтожество — вот заколдованный круг, из которого я не могу выйти».

Лишь со своим другом Пьером он прост, естествен, исполнен дружеского участия и сердечной привязанности. Только Пьеру он может со всей откровенностью и серьезностью признаться: "Эта жизнь, которую я веду здесь, эта жизнь — не по мне". Он испытывает непреодолимую жажду настоящей жизни. К ней влечет его острый, аналитический ум, широкие запросы толкают к большим свершениям. Их возможность, по убеждению Андрея, открывает для него армия и участие в военных походах. Хотя он легко может остаться в Петербурге, служить здесь флигель-адъютантом, он отправляется туда, где идут военные действия. Сражения 1805 года явились для Болконского выходом из тупика.

Армейская служба становится одним из важных этапов исканий толстовского героя. Здесь он резко отделяется от многочисленных искателей быстрой карьеры и высоких наград, которых можно было встретить в штабе. Он не ищет поводов для повышения в чинах и награждений, в отличие от многих штабных офицеров.

Болконский обостренно чувствует свою ответственность за судьбу России. Ульмское поражение австрийцев и появление разбитого генерала Мака рождает в его душе тревожные мысли о том, какие преграды стоят на пути русской армии.

Служба в армии меняет князя. У него не стало притворства, усталости, с лица исчезла гримаса скуки, в походке и в движениях ощущается энергия. По словам Толстого, Андрей «имел вид человека, не имеющего времени думать о впечатлении, какое он производит на других и занятого делом, приятным и интересным. Лицо его выражало большое довольство собой и окружающим». Ккнязь Андрей настаивает, чтобы его направили туда, где особенно трудно — в отряд Багратиона, из которого может вернуться после сражения лишь одна десятая часть. Поступки Болконского высоко оценивает полководец Кутузов, выделявший его как одного из лучших своих офицеров.

Князь Андрей необыкновенно честолюбив. Герой Толстого мечтает о таком личном подвиге, который бы прославил его. Он лелеет мысль о славе, похожей на ту, которая досталась Наполеону во французском городе Тулоне, которая вывела бы его из рядов неизвестных офицеров. В Шенграбенское сражение Болконский смело объезжает позиции под пулями неприятеля. Лишь он один осмелился поехать на батарею Тушина и не уехал с нее до тех пор, пока не убраны были орудия. Здесь, в Шенграбенском сражении, Болконскому посчастливилось стать свидетелем героизма и мужества, которое проявили артиллеристы капитана Тушина. К тому же и сам он обнаружил здесь военную выдержку и храбрость, а потом один из всех офицеров встал на защиту маленького капитана. Шенграбен,однако, не стал еще для Болконского его Тулоном.

Накануне Аустерлицкого сражения Болконский весь находится во власти охвативших его мечтаний. Ему представляется, как он «твердо и ясно говорит свое мнение и Кутузову, и Вейротеру, и императорам», как все поражены «верностью его соображения, но никто не берется исполнить его, и вот он берет полк, дивизию… и один одерживает победу». Здесь в сознании героя начинается спор двух внутренних голосов.

Другой внутренний голос возражает князю Андрею, напоминая ему о смерти и страданиях. Но первый голос заглушает эти неприятные для него мысли: «Смерть, раны, потеря семьи, ничто мне не страшно. И как ни дороги, ни милы мне многие люди, — отец, сестра, жена, — самые дорогие мне люди, — но, как ни страшно и ни неестественно это кажется, я всех их отдам сейчас за минуту славы, торжества над людьми, за любовь к себе людей, которых я не знаю…».

В Аустерлицком сражении честолюбивые мечты князя Андрея о своем «Тулоне» разбиваются, едва успев сбыться. Болконскому удается предотвратить охватившую войска панику и поднять батальон в атаку, когда, с полковым знаменем в руках, он бросается вперед, призывая солдат к наступлению.

Однако в этом сражении князь Андрей получает тяжелое ранение, и жизнь открывается ему совсем по-иному. Истекая кровью на Аустерлицком поле, Болконский вдруг осознает, насколько пусты, мелки и ничтожны все его прежние желания. Мечты о славе, героическом подвиге, любви окружающих, гений Наполеона — все кажется ему суетным, далеким от истинного смысла жизни, «заключенного в огромном, бесконечном небе», которое он видит перед собой.

«Как тихо, спокойно и торжественно, совсем не так, как я бежал, — подумал князь Андрей, — не так, как мы бежали, кричали и дрались; совсем не так, как с озлобленными и испуганными лицами тащили друг у друга банник француз и артиллерист, — совсем не так ползут облака по этому высокому бесконечному небу. Как же я не видал прежде этого высокого неба? И как я счастлив, что узнал его наконец». В жизни героя происходит своего рода «переворот», резко меняющий его судьбу.

Осознав мелочность честолюбивых помыслов, князь Андрей уходит в частную жизнь. Он решает больше не служить ни в армии, ни в штатской службе, в душе его — «охлаждение к жизни», в мыслях — скептицизм и безверие, в чувствах — равнодушие и безучастность. Разочарование в честолюбивых замыслах было глубоким и тяжелым, потому что оно усугублялось личным несчастьем – смертью жены, перед которой князь Андрей чувствовал себя виноватым.

Он отгораживается от жизни, занимается в Богучарове только хозяйством и сыном, внушая себе, что только это и осталось ему. Он намерен теперь жить только для себя, "никому не мешая, дожить до смерти".

Но несмотря на попытки уйти от волнений жизни, его тревожат сообщения о победах над Бонапартом под Прейсиш-Эйлау, так как они одержаны именно тогда, когда он не служил в армии, его волнует письмо Билибина с описанием кампании.

Пессимистические настроения Толстой раскрывает через портрет героя. Его взгляд был «потухший и мертвый», лишенный «радостного и веселого блеска», в нем были заметны «сосредоточенность и убитость».

Общественно-политические взгляды князя Андрея в это время нося ярко выраженный дворянско-сословный характер. Беседуя с Пьером, он высказывает взгляды резко противоположные всей его последующей деятельности. Князь скептически относится к необходимости нововведений. О крестьянах он говорит так: «Ежели их бьют, секут и посылают в Сибирь, то я думаю, что им от этого нисколько не хуже. В Сибири ведет он свою ту же скотскую жизнь, а рубцы на теле заживут, и он так же счастлив, как был прежде». Медицинскую помощь, по мысли князя Андрея, тоже не нужно оказывать крестьянам, им это приносит только вред. В этот период Андрея Болконского волнует только нравственное спокойствие дворян, а не благополучие народа, поэтому, по его мнению, крепостное право необходимо упразднить ради «сохранения человеческого достоинства, спокойствия совести, чистоты» дворян, а не ради «спин и лбов» крестьян, «которые, сколько ни секи, сколько ни бей, все останутся такими же спинами и лбами».

Но в плену подобных взглядов, так противоречащих его честной и деятельной натуре, князь Андрей находился недолго.

Его возрождение показано Толстым последовательно в целом ряде эпизодов (свидание с Пьером, описание деятельности князя Андрея в деревне, восприятие им весенней природы, встреча с Наташей).

Болконский доказывает Пьеру, что нужно жить для себя, не задумываясь о глобальных проблемах бытия. Пьер же убеждает друга в необходимости «жизни для всех». Но такая жизнь принесла князю Андрею лишь горечь и разочарование: желая подвига, славы и любви окружающих, он утратил веру в себя, в действенность, значительность какой-либо деятельности. «Я знаю в жизни только два действительные несчастья: угрызения совести и болезнь. И счастие есть только отсутствие этих двух зол», — говорит Болконский Пьеру.

Пьер же считает, что душевный кризис друга — состояние временное, что сиюминутные убеждения князя Андрея далеки от истины, которая существует в мире независимо от всех человеческих заблуждений. «…Есть истина и есть добродетель; и высшее счастье человека состоит в том, чтобы стремиться к достижению их. Надо жить, надо любить, надо верить… что живем не нынче только на этом клочке земли, а жили и будем жить вечно…» — убеждает он Болконского.

Слова Пьера воодушевляют князя Андрея, в душе его просыпается «что-то давно заснувшее, что-то лучшее и радостное».

В последующие два года, которые  князь прожил в деревне, он осуществил значительные антикрепостнические преобразования в своих имениях. В одном имении он перевел триста  крестьян в вольные хлебопашцы (это был первый опыт в России),в других – заменил барщину оброком.. Он организовал медицинскую помощь крестьянам и заботился о их просвещению. В Богучарове дьячок обучал грамоте крестьянских и дворовых детей.

Жизнь князя Андрея в деревне была наполнена напряженным трудом. Он внимательно следил за всеми внешними событиями мира, много читал, и был осведомлен в области внешней и внутренней политики намного лучше людей, приезжавших в деревню из Петербурга. Кроме этого он «занимался в это время критическим разбором двух последних несчастных кампаний и составлением проекта об изменении наших военных уставов и постановлений» (Т.II, ч. III, гл. I).     

Возвращению героя к жизни» помогает и его поездка в Отрадное. Здесь он встречает Наташу Ростову, слышит нечаянно ее ночной разговор с Соней. Наташа самим существованием, своей искренней любовью к миру зовет Болконского к жизни. Именно после услышанного им ночного разговора в душе его просыпается «неожиданная путаница молодых мыслей и надежд»; обновленный, преображенный дуб, напомнивший о старости, теперь вызывает в душе князя Андрея «беспричинное весеннее чувство радости», жажды деятельности и любви.

После поездки в Отрадное князь Андрей вновь обретает желание «жить вместе со всеми», в нем возрождается утраченная энергия, пробуждается интерес к общественной деятельности. Он едет в Петербург, чтобы принять участие в проводимых в России реформах. Его героем на этот раз является Сперанский. Став членом комиссии по составлению воинского устава, князь Андрей испытывает в Петербурге «чувство, подобное тому, какое он испытывал накануне сражения, когда его томило беспокойное любопытство и непреодолимо тянуло в высшие сферы». Сперанский кажется ему идеалом «вполне разумного и добродетельного человека», он испытывает к нему «страстное чувство восхищения, которое он когда-то испытывал к Бонапарте».

Однако, восхищаясь необыкновенным складом ума Сперанского, его энергией и упорством, князь Андрей вместе с тем неприятно поражен его холодным, зеркальным взглядом, не пропускающим к себе в душу, и слишком большим презрением к людям, которое он заметил в этом человеке.

На домашнем обеде у Сперанских князь Андрей окончательно разочаровывается в своем кумире. В домашней обстановке человек наиболее естествен — Болконскому же все жесты, позы, речи Сперанского кажутся деланными и наигранными. Тонкий звук голоса Сперанского неприятно поражает князя Андрея. И опять героя посещают мысли о ничтожности происходящего, он вспоминает свои хлопоты, искательства, формализм заседаний, где «старательно и кратко обходилось все, что касалось сущности дела». Поняв всю тщетность этой работы, бюрократизм чиновников, оторванность от реальности, почувствовав, что работа не может сделать его счастливее и лучше, е может быть полезной обществу, князь Андрей уходит с государственной службы.

В Петербурге Болконский вновь встречается с Наташей Ростовой, и эта случайная встреча на балу становится судьбоносной. «Князь Андрей, как все люди, выросшие в свете, любил встречать в свете то, что не имело на себе общего светского отпечатка. И такова была Наташа, с ее удивлением, радостью, и робостью, и даже ошибками во французском языке». В Наташе его бессознательно привлекает то, чего нет в нем самом, — простота, полнота жизни, принятие ее, непосредственность восприятия и огромная внутренняя свобода. Он чувствует в Наташе «присутствие совершенно чуждого для него, особенного мира, преисполненного каких-то неизвестных ему радостей…»

Сам Болконский никогда не был внутренне свободен — он скован общественными правилами, моральными нормами, воспринятыми душой догмами, своими идеалистическими требованиями к людям и жизни. Поэтому любовь к Наташе — самое сильное из всех чувств, испытываемых героем. Это самый большой порыв его к жизни. Однако счастью Болконского не суждено было состояться: Наташа неожиданно увлеклась Анатолем Курагиным и разорвала свои отношения с князем Андреем.

И Болконский вновь идет на военную службу. Теперь эта служба для него — спасение от личного несчастья, желание забыться в кругу новых людей и дел. «Все, что связывало его воспоминание с прошедшим, отталкивало его, и поэтому он старался в отношении этого прежнего мира только не быть несправедливым и исполнять свой долг». «Твоя дорога – дорога чести», — скажет ему Кутузов. Чувство долга не позволяет ему оставаться безучастным к великим, грандиозным событиям. Нашествие французов на Россию для Болконского — точно такое же несчастье, как и смерть его отца, как и разрыв с Наташей. Свой долг князь Андрей видит в том, чтобы защищать родину. Наступил новый этап в его жизни, приведший к сближению с народом.

Передовой человек эпохи, патриот, он осуждает людей, которые, желали только для себя выгод «ловили кресты, рубли и чины». Все это «трутневое население» сосредоточивалось в главной квартире и меньше всего думало о спасении Отечества, поэтому князь Андрей уходит служить в полк: «князь Андрей навеки потерял себя в придворном мире, не попросив остаться при особе государя, а попросив служить в армии» (т.III, ч.I, гл.XI).

Вместе со своим полком он прошел от западных границ до села Бородино. В это время не прекращаются его духовные искания, которые принимают все более выраженный демократический и патриотический характер. Перед Бородинской битвой он разговаривает с Пьером, приехавшим на поле сражения. Болконский больше не верит в военный гений и в разумную волю отдельной личности. Вера его теперь заключается в «народном чувстве», той «скрытой теплоте патриотизма», которая объединяет всех русских солдат и дает им уверенность в победе. «Завтра, что бы там ни было, мы выиграем сражение!» — говорит он Пьеру.

В бою князь Андрей получает тяжелое ранение, после чего его оперируют. Здесь герой снова ощущает близость смерти, и только теперь происходит перелом в его мировосприятии. После перенесенных страданий он чувствует «блаженство, давно не испытанное им». Сердце его наполняет незнакомое ему ранее чувство христианской любви. Он чувствует жалость и сострадание, увидев раненого, лежащего рядом Анатоля. «Сострадание, любовь к братьям, к любящим, ненавидящим нас, любовь к врагам — да, та любовь, которую проповедовал бог на земле…» — все это открывается вдруг князю Андрею.

Однако всеобщая, сострадательная любовь начинает бороться в умирающем Болконском с любовью к Наташе, когда они встречаются в Мытищах, с любовью, привязывающей его к жизни. И первая любовь побеждает — вместе с ней князь Андрей «отказывается» от жизни, умирает. Таким образом, Толстой в романе противопоставляет жизнь и христианскую, всепрощающую любовь.

Вся жизнь Андрея Болконского была проникнута стремлением к недостижимому идеалу. Таким идеалом для него оказывается всепрощение и сострадание. Обретя новое мировосприятие, он преодолевает душевную ограниченность индивидуализма и нетерпимости. Умирает он, достигнув гармонии если не с жизнью, то хотя бы с самим собой.

Духовные искания князя Андрея были характерны для передового дворянства эпохи подготовки декабристского восстания. Впоследствии такие искания привели к организации тайных обществ в России, деятельность которых завершилась восстанием в декабре 1825 года.

И хотя князь Андрей умер до организации первых тайных обществ декабристов, есть основания предполагать, что он был бы в их рядах.

Когда же в 1820 году Пьер стал одним из организаторов тайных обществ и с воодушевлением рассказывал об их деятельности, Николенька (сын князя Андрея) спросил его:

«-Дядя Пьер … вы… нет… Ежели бы папа был жив … Он бы согласен был с вами?..

— Я думаю, что да», — ответил ему Пьер. (Эпилог, ч.I, гл. XIV).

 

Категория: Анализ произведений | Добавил: panova
Просмотров: 1694 | Загрузок: 206 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии и видеть ссылки на материалы могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Вход на сайт
Поиск