Последний шмель
Черный бархатный шмель, золотое оплечье,
Заунывно гудящий певучей струной,
Ты зачем залетаешь в жилье человечье
И как будто тоскуешь со мной?
За окном свет и зной, подоконники ярки,
Безмятежны и жарки последние дни,
Полетай, погуди - и в засохшей татарке,
На подушечке красной, усни.
Не дано тебе знать человеческой думы,
Что давно опустели поля,
Что уж скоро в бурьян сдует ветер угрюмый
Золотого сухого шмеля!
26 июля 1916
Анализ
Тема быстротечность жизни и всевластие смерти. Идея: философское понимание бытия. Стихотворение начинается с описания шмеля и заканчивается его описанием. Первая строфа написана дактилем – передаёт грусть, тоску. Вторая и третья строфы написаны анапестом. Этот размер обратный дактилю. Такой размер стиха настраивает на философские размышления. Рифма чёткая, рифмовка перекрёстная. Эпитеты: «чёрный бархатный шмель», «певучей струной», «в засохшей татарке», «человеческой думы», «золотого сухого шмеля».
Цвет чёрный и золотой создают ощущение трагизма, потому что чёрный бархат ассоциируется с траурной драпировкой. Название – метафора- последний шмель символ уходящей жизни, «угрюмый ветер» - факт неизбежных событий. Первая строфа - струна, готовая оборваться, это тоска, которая жалит душу, как шмель. Развивая тему рассуждений о бренности существования, Бунин ищет в шмеле союзника, который бы смог разделить с ним щемящую тоску и грусть, навеянную последними теплыми деньками бабьего лета. Однако автор, в отличие от шмеля, хорошо знаком с законами мироздания, и прекрасно понимает, какая участь ждет это красивое и благородное насекомое.
Повторяющиеся глухие согласные звуки (аллитерация) настораживают, а звонкие звуки во втором стихе (З, Г, Д, Р) в сочетании с гласным «У» вызывают тревогу, которая, как змея (повторное употребление шипящих звуков в третьем и четвёртом стихах), проникает в душу.
Можно заметить, характерное повторение гласной «У» (ассонанс) закрепляет рисунок стиха, усиливает смысловое значение. В третьем и четвёртом стихе автор употребляет глаголы в повелительном наклонении:
Полетай, погуди – и в засохшей татарке,
На подушечке красной усни - призыв к смирению. Управлять жизнью и смертью нельзя.
|