Пятниця, 29.03.2024, 08:47
Приветствую Вас Гость | RSS

Словесник

Меню сайта
Время жизни сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Методический кейс

Главная » Файлы » Русская литература » Анализ произведений [ Добавить материал ]

Шолохов М.А. "Тихий Дон" Историческая основа романа. Композиция. Интересные факты
[ · Перейти по ссылке () ] 04.07.2016, 16:05

Композиция романа: повествование начинается и заканчивается изображением мелеховского куреня весной. 

Историческая основа

Человек и история - одна из центральных проблем романа-эпопеи, и избранный автором жанр обязывал писателя к глубокому и всестороннему отражению эпохи не только в картинах, но и в документах, органично включенных в развитие сюжета. Общеизвестна, например, документальная основа шолоховского рассказа о гибели Подтелкова и Кривошлыкова. Писатель изучил (имел в своей библиотеке) воспоминания участников гражданской войны - и красных, и белых - в том числе мемуары Деникина, Краснова, журнал "Донская летопись", на страницах которого объективно анализировались причины Вешенского восстания, газетные репортажи, очерки, воззвания. События Первой мировой и Гражданской войн были живы и в людской памяти. Подлинность и достоверность изображаемого - характерная черта прославленного романа, и не случайно ему посвящены книги историка С.Н.Семанова "Тихий Дон": Литература и история" (М., 1975, 1977). и "В мире "Тихого Дона" (М., 1987). Исследователь говорит об общей временной сетке, которая покрывает всю ткань романа, позволяя соотнести события частной жизни с глобальными процессами истории. В труде Семанова приводятся "Сводные данные о составе персонажей романа" (а их более 700) и их алфавитный перечень, где особо выделены подлинные исторические лица, но учтено и много безымянных героев, формирующих в сознании читателя совокупный образ народа.

Известно, что, когда Корнилов поднял мятеж, народные массы по призыву большевиков взялись за оружие. В корниловские части, наступавшие на Петроград, были посланы делегаты, которые разъясняли смысл корнилов-ского выступления. Приобщая героев «Тихого Дона» к этим событиям, Шолохов особенно подробно останавливается на деятельности Бунчука, одного из тех агитаторов, которые были посланы петроградскими рабочими и солдатами в корниловские полки. Бунчук хорошо знает людей, среди которых сеет семена большевистской правды, понимает, что для работы среди казаков нужен свой язык, «какая-то большая сила убеждения, - чтобы не только опалить, но и зажечь, чтобы уничтожить напластовавшийся веками страх ослушания, раздавить косность, внушить чувство своей правоты и повести за собой». Бунчук разоблачает контрреволюционную сущность корниловщины, говорит казакам о том, что их «ведут на братоубийственную войну, на разгром революции» , открывает казакам глаза на смысл происходящих событий. «Мы тут в потемках блукаем», - говорят они и интересуются тем, какая будет власть при большевиках, как решится земельный вопрос, прикончат ли войну. Писатель раскрывает настроения народа, его симпатии. Казак Чикамасов спрашивает Бунчука:
«- Илья Митрич, а из каких народов Ленин будет? Словом, где он родился и произрастал?
-        Ленин-то? Русский.
-        Нет, браток! Ты, видать, плохо о нем знаешь, - с оттенком собственного превосходства пробасил Чикамасов. - Знаешь, каких он кровей? - Наших. Сам он из донских казаков, родом из Сальского округа, станицы Великокняжеской, - поня(л? Служил батарейцем, гута-рют. И личность у него подходящая, - как у низовских казаков: скулья здоровые и опять же глаза.
-        Нет, Чикамасов! Он - русский, Симбирской губернии рожак.
-        Нет, не поверю. А очень даже просто не поверю! Пугач из казаков? А Степан Разин? А Ермак Тимофеевич? То-то и оно! Все, какие беднеюшчий народ на царей подымали, - все из казаков. А ты вот говоришь - Симбирской губернии. Даже обидно, Митрич, слухать такое…» .
Рождением подобного сказа в народе, стремящемся поставить вождя ближе к своей среде, Шолохов передает громадную любовь трудящихся к  Ленину. В нем подчеркивается единство беднейшего казачества и русского революционного народа, выражается глубокая любовь казаков к вождю пролетариата, осознание того, что он и его партия защищают интересы и беднейшего казачества. Не случайно братский привет, который питерские рабочие послали с Бунчуком казакам, принимается с радостью. «Земно вам кланяемся и просим передать питерским рабочим и солдатам, что на них мы руку не подымем!» под одобрение казаков отвечает на митинге член полкового ревкома.
Революционная часть казачества не хочет «подчиняться изменнику революции генералу Корнилову», понимает «гибельность   войны с народом».   Шолохов   не   только вскрывает антинародность, беспочвенность корниловского мятежа против революции, не только показывает отсутствие опоры у его главарей даже в среде казачества, на которое они надеялись. Писатель прежде всего обращает внимание на рост революционного сознания казаков, подготавливает читателя к тем бурным событиям классовой борьбы, которые развернулись на Дону во время Великой Октябрьской социалистической революции и гражданской войны.
Шолохов последовательно описывает важные этапы революционной борьбы на Дону: бои отрядов Красной гвардии за Ростов, многолюдный съезд фронтового казачества в станице Каменской и переход власти в руки Военно-революционного комитета, показывает, как ширилась борьба трудовых масс Дона с калединщиной и корниловщиной. Прибывший из Петрограда Бунчук участвует в организации отрядов Красной гвардии, которая создавалась из плохо обученных военному делу железнодорожников, слесарей, типографских рабочих, ростовских металлистов. Рассказывая о широком участии народа в революционных событиях, писатель вводит в повествование все новые и новые образы представителей народа. В боях за Ростов сражается Погудко, Боговой, Геворьянц, Михалидзе, Хвылычко, Ребиндер, Крутогоров и другие. Сотни казаков идут за Подтелковым и Кри-вошлыковым. С отрядами Щаденко и Романовского движется даже мирное население.
В годы гражданской войны особенно явственно обнаруживаются колоссальные сдвиги в быту, жизни, психологии, сознании народа. Однако писатель не склонен упрощать процесс участия казачества в революции. С большим драматическим напряжением ‘раскрывает Шолохов сложность его путей и видит ее причину в особых экономических условиях жизни и быта, в социальной неоднородности казачества. В ходе острой классовой борьбы рушатся косные казачьи традиции, изменяется веками устоявшийся уклад.
Одновременно с этим Шолохов показывает существенные сдвиги в сознании и психологии беднейшего казачества. Рисуя яркие картины движения народа в революции, прослеживая судьбы отдельных его представителей, Шолохов особенно подчеркнул тот факт, что значительные перемены, происшедшие в казачестве за время двух войн и революции, обусловлены непосредственным его участием в борьбе, в процессе которой рушилась сооруженная царизмом стена, многие годы отделявшая трудовое казачество от русского народа. Эту мысль писатель раскрывает на протяжении всего романа и усиливает показом размаха ожесточенных сражений двух миров. Жестоко обманутые контрреволюцией, ослепленные сословными предрассудками, казаки поднимают восстание против Советской власти, еше не понимая того, что рабочие и крестьяне, одетые в солдатские шинели, отстаивают интересы простого народа, проливают кровь ради его светлого будущего. Но, как и Григорий Мелехов, казаки начинают испытывать «острое чувство огромного ненасытного любопытства к красноармейцам». Однажды, вступив в бой с частями Красной Армии, они были изумлены тем, что «впереди первой цепи на высокой белой лошади ехал всадник, - видимо, командир. И перед второй цепью порознь шли двое. И третью повел командир, а рядом с ним заколыхалось знамя. Полотнище алело на грязно-желтом фоне жнивья крохотной кровянистой каплей.
- У них комиссары попереди! - крикнул один из казаков.
…В это время со стороны красных ветерок на гребне своем принес невнятные звуки пения…
Цепи шли, туго извиваясь, неровно, качко. Тусклые, затерянные в знойном просторе, наплывали оттуда людские голоса. Григорий почуял, как, сорвавшись, резко, с перебоем стукнуло его сердце… Он слышал и раньше этот стонущий напев, слышал, как пели его мокроусовские матросы в Глубокой, молитвенно сняв бескозырки, возбужденно блестя глазами. В нем вдруг выросло смутное, равносильное страху беспокойство» .
Такое чувство неправоты своего дела, тягу к революционному народу испытывает не только Григорий, а и другие восставшие казаки. «Рыскавшие по степям карательные отряды не в силах были сдержать волну массо вого дезертирства», казаки самовольно покидали части, «оказывали прямое неповиновение офицерам», убивали их.
Казачье население все чаще высказывает сочувствие к красноармейцам. «Величественная дородная старуха» спасает одного из них от расстрела, всей душой желает мира и труда Прохор Зыков, рассказывающий о красных с большим любопытством. Существенные перемены наблюдаются и в отношении Ильиничны к красным. Она чутко оценивает доброе отношение к простым людям «рыжебрового» красноармейца, ласковое обращение с Ми-шаткой другого воина Красной Армии. Возмущенная бандитскими поступками Митьки Коршунова, Ильинична говорит Наталье: «Этак и нас с тобой и Миша тку с Полюшкой за Гришу красные могли бы порубить, а ить не порубили же, поимели милость?».
С большой любовью выписывает Шолохов характеры представителей простого народа. Галерея сменяющих друг друга эпизодических персонажей, благодаря четкой индивидуализации и типизации их характеров, создает целостный образ народа в «Тихом Доне». Включая самые разнообразные характеры в конкретно-исторические условия действительности, писатель выражает в них социальную сущность различных народных слоев. Шолохов поэтизирует героичность революционного  народа, его высокий моральный облик, духовное величие, уверенность в торжестве того дела, за которое он воюет. Эти качества народа писатель со всей силой раскрывает в эпических картинах героических сражений красногвардейцев с контрреволюцией.

Интересные факты

  • Казачья колыбельная из главы 3 первой книги романа вдохновила американского барда Пита Сигера на написание ставшей всемирно известной антивоенной песни «Where Have All the Flowers Gone?».
  • В 1987 году появилась книга Владимира Скворцова «Григорий Мелехов», в которой прослеживается дальнейшая судьба героя вплоть до времен Великой Отечественной войны.
  • Ссылка на документ
Категория: Анализ произведений | Добавил: panova
Просмотров: 2341 | Загрузок: 1531 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии и видеть ссылки на материалы могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Вход на сайт
Поиск