Сочинение
Вечность проблем романа М.А.Шолохова "Тихий Дон"
План
1. «Тихий Дон» - эпопея о гражданской войне.
2. Семья Мелеховых, величие простых донских казаков и их трагедия.
3. Григорий Мелехов и его место в жизни.
4. Аксинья и Наталья – две любви Григория Мелехова. Судьбы женщин в военное время.
Примерные темы сочинений:
1. Истоки трагедии Григория Мелехова.
2. Утверждение вечных ценностей — Дома, Труда, Любви — в романе.
3. Григорий Мелехов в поисках правды.
4. Женские образы «Тихого Дона».
5. Стихия народной жизни в романе.
6. Гражданская война как трагедия народа.
Тезисный план сочинения
«Григорий Мелехов в поисках правды»
I. Введение
Образ Григория Мелехова как продолжение Шолоховым традиции русской литературы — изображения правдоискателей (Н. А. Некрасов, Н. С. Лесков, Л. Н. Толстой, А. М. Горький и др.).
II. Основная часть
1. Характеристика образа Григория Мелехова. Истоки характера — в истории семьи, в генетических качествах — трудолюбии, гордости, смелости, стремлении к свободе.
2. Стремление к нравственной истине — основа характера Григория. Поиск правды, «под крылом которой мог бы посогреться каждый».
3. Попытка найти смысл в битвах Первой мировой войны и разочарование, потеря точки опоры (убийство австрийца).
4. Убежденность в истинности «правды» Гаранжи. Вытравление ее, уход на фронт «добрым казаком».
5. Стремление обрести правду во время социально-классовых битв — исток трагедии Григория Мелехова: «К кому же прислониться?» Метания Григория между «красными» и «белыми» — свидетельство не политических шатаний, а искренних попыток отыскать «настоящую» правду: «Одной правды нету в жизни».
6. Положение Григория «между» и в семье и в обществе:
— между старым и новым (первоначальное следование семейным традициям казачества: подчинение отцу («Как батя») и последующий уход из хутора, да еще с чужой женой — не осознанный вызов старому, традиционному укладу жизни);
— миром и войной (смелость и мужество в сражениях, осознание «страшной нелепицы войны», убежденность в противоестественности войны: «Моим рукам работать надо, а не воевать»);
— большевизмом и народничеством Изварина (открытость натуры Григория, воспринимающей убедительные доводы в защиту той или иной идеологии);
— Аксиньей и Натальей (любовь-страсть к Аксинье и любовь к семье, жене, детям) — отражение его поисков правды, истинного пути, обреченных на трагический исход: «За что же ты, жизнь, так меня покалечила? За что так исказнила?»
7. Позиция автора в отношении поисков своего героя. Стремление к объективности в изображении противоборствующих сторон, авторское сочувствие Григорию. Изображение гражданской войны как трагедии всего народа.
III. Заключение
Изображение поисков правды «простым» человеком, честным и искренним, передача движений души такого человека — творческая заслуга Шолохова. Образ Григория как концентрация основного исторического и идейного конфликта романа, выражение трагических поисков правды всего народа.
|