Созданное Михаилом Александровичем Шолоховым произведение «Тихий Дон» – это правдивая картина жизни простого народа, который застали врасплох жестокие события на рубеже двух исторических эпох: Российской Империи и Советского Союза. На примере жизни казачьего Дона автор попытался передать трагедию людей, многие из которых потеряли близких, имущество, жизнь, веру. Одной из центральных является тема дома в романе «Тихий Дон» Шолохова, олицетворяющего пристанище, семейный очаг, родную землю и свое место в жизни.
Олицетворение быта и традиций казачьего Дона в образе дома Мелеховых
«Тихий Дон» часто называют энциклопедией или библией казачьего Дона. В четырех томах произведения изображена неподражаемая картина традиций и обычаев Донского края. Роман пестрит не только специфической речью, свойственной жителям региона, но и многочисленными пословицами, поговорками, народными анекдотами, афоризмами, отражающими широту души, умение пошутить над собой и ближним, глубину народной мудрости местного населения.
Традиции и быт казачьей хаты изображены автором через призму дома семьи Мелеховых, находящегося на хуторе Татарском. Вековые традиции ухода за двором и постройками сформировали у людей собственные представления о порядочности, социальном статусе и благополучии. Например, невестку выбирали и оценивали не по тому, какой у нее цвет глаз или красива ли ее фигура, а по ее умению выполнять работу по дому, беречь его очаг. Именно поэтому Наталья смогла стать любимой невесткой Мелеховых, а Дарья – нет. Хорошим хозяином считался тот, чьи двор и постройки выглядели опрятно. Ведь дом для любого сельского жителя, а уже тем более для казака – это его лицо.
Дом как символ семейного очага
Дом в романе «Тихий Дон» воспринимается не только в значении строения, а прежде всего как семейный очаг. В каждом доме – своя история, радости и беды, праздники и дни скорби. На примере рода Мелеховых автор раскрывает особенности семейного уклада донских казаков: их отношение к труду, вере, земле, любви. Иногда, как в любой семье, имущественные или трудовые склоки завязываются между членами семьи. Однако малейшая опасность, беда или болезнь объединяют их в сплоченную целостность людей, готовых пойти на жертву за любого из своей семьи.
По ходу развития сюжетных линий читатель знакомится с устоявшимися правилами отношения к родителям и семейным корням. На примере многочисленной семьи Пантелея Мелехова автор раскрывает перед читателем основные морально-этические нормы поведения, жизненные ценности и главные святыни казачьего общества.
Образ дома как олицетворение родного края
Большое значение в романе отведено картинам описания природы родного края, символизирующие красоту, простоту и широту, свойственную и людям, проживающим в этом удивительном Донском крае. Домом казаки считали не только свою хату, а и родную землю. За нее они отчаянно сражались со всеми, кто хотел на нее посягнуть и нарушить размеренный ритм жизни, которая заключалась в обрабатывании земли, выращивании хлеба для своей семьи и воспитании новых поколений.
Будучи на фронте, Григорий мечтает о том, как вернется домой, будет засевать и выращивать хлеб. Когда он старается найти правду в перипетиях Гражданской войны, он размышляет так: «у каждого своя правда, своя борозда. За кусок хлеба, за делянку земли, за право на жизнь всегда боролись люди…. Надо биться с теми, кто хочет отнять жизнь, право на нее…». Он не понимал лучшей жизни и большего счастья, чем свободно жить и работать на родной земле.
Понятие дома в значении своего места в жизни
На примере жизненного пути главного героя автор показал противоречивую натуру, которая искала правду в запутанном любовном треугольнике и сложной политической ситуации. И пусть поступки Григория часто опрометчивы и не всегда правильны, он четко понимает, кто он и где его дом. Его хутор, земля, родной край, где близкие по крови и духу люди, – только там он чувствовал себя на своем месте. Даже когда ему грозил расстрел, не дождавшись амнистии, он возвращается домой. Ведь человек вдали от родного дома, как дерево без корней. Все поступки героя направлены на то, чтобы обеспечить мирное небо над своим домом и покой своей семьи.
Для того чтобы подчеркнуть важность темы дома в «Тихом Доне» автор использует яркий художественный прием. Первая фраза романа звучит так: «Мелеховский двор — на самом краю хутора». А финальная сцена произведения посвящена долгожданному возвращению главного героя в родной дом, который он считает наивысшей ценностью и его единственным спасением. «Он стоял у ворот родного дома, держал на руках сына… Это было все, что осталось у него в жизни, что пока еще роднило его с землей и со всем этим огромным, сияющим под холодным солнцем миром».
Заключение
Только дома человек может быть на своем месте. Неслучайно, что Аксинья, которая так и не смогла найти своего дома, собственного пристанища в жизни, погибает в дороге. А Григорий, который вопреки своей любви и страсти к ней всегда стремился домой, наконец, туда возвращается.
Григорий Мелехов и любовь к дому
Неоднократно в тяжелые моменты своей жизни Мелехов возвращался к дому, семье как к единственной, подлинной, неоспоримой вечной жизненной ценности. Возвращается к родному куреню он и в финале романа.
«Как выжженная палами степь, черна стала жизнь Григория. Он лишился всего, что было дорого его сердцу. Все отняла у него, все порушила безжалостная смерть. Остались только дети»,— повествует автор. К ним и направляется герой. Он надеется снова обрести хотя бы частицу давно забытого душевного покоя.
Автор наделяет своего героя необыкновенным жизнелюбием. «...Он все еще судорожно цеплялся за землю, как будто на самом деле изломанная жизнь его представляла какую-то ценность для него и для других»,— говорится о Григории.
Решение вернуться домой дается Григорию нелегко. Похоронив Аксинью, он трое суток бесцельно скитается по степи, но не хочет идти на хутор с повинной. Неприкаянный и одинокий, Мелехов решает примкнуть к дезертирам. Возвращение в банду Фомина для него неприемлемо, как неприемлемо само насилие.
Долгие скитания лишают Григория разума и былой смелости. Мучимый голодом, он не решается пойти куда-либо к жилью. Словно одинокий волк, бродит несчастный Григорий по лесу. Горько видеть его в эти минуты. Он, как загнанный зверь, пугается треска сломанной ветки, шороха листвы, крика ночной птицы. Особенно жалким положение героя представляется на фоне его прежней жизни в хуторе, когда Григорий показан бравым молодым казаком, смелым, красивым, мужественным. Возможно, Григорий так и погиб бы от голода и одиночества, если бы его не нашли и не взяли к себе дезертиры. Скудно питаясь небогатой лесной пищей, он сильно исхудал и обессилел.
Дни в дезертирском логове тянулись для Григория мучительно тяжело. Тупое бездействие всегда было противно его натуре. Невыносимо оно для него и теперь, когда он снова находится на распутье, перед выбором — куда идти и как жить. Григорий старается забыться в труде, который всегда был им любим, о котором он с тоской вспоминал в нелегкие моменты жизни. Однако ночью тоска все же «ядовитой змеей» заползала к нему в сердце и мучила его. Григорий плакал во сне, ему снились дети, дом, хутор, родные и близкие, прежняя, навсегда утерянная жизнь. «Походить бы ишо раз по родным местам, покрасоваться на детишек, тогда можно бы и помирать»,— мыслил он.
Неожиданно появившийся Чумаков зовет Григория с собой «легкую жизню шукать», но Мелехов отказывается. Он для себя уже сделал выбор. Еще неделю пожив с дезертирами, герой отправляется домой. Он не стал ждать весны, потому что тоска по дому, по нормальной человеческой жизни была невыносимой.
Радостное волнение охватывает Григория при виде родного дома. Вот оно, настоящее счастье, то, ради чего действительно стоит жить на свете. Возвращение Мелехова — знак возрождающейся жизни. Григорий бросил в воду винтовку, наган, патроны, вытер руки, «перешел Дон по синему... мартовскому льду, крупно зашагал к дому...». Увидев Мишатку, этот взрослый, некогда сильный и сдержанный на проявление любви к родным мужчина «еле удержался, чтобы не побежать к нему». Задыхаясь от переполняющего его счастья, Григорий окликнул самого родного на свете человека. Он разом забыл все слова, которые готовил для встречи и которые шептал по ночам. Потрясенный, он мог твердить только одно — «сынок». Это было то немногое, что нужно человеку для настоящего счастья. Григорий стоял у ворот родного дома, держал на руках сына.
«Жизнь продолжается» — говорят эти строки, ведь ребенок на руках отца — символ вечной жизни. Испанский литературовед Вальверде справедливо сказал о «Тихом Доне», что «ключ произведения таится на его последней странице: Григорий оставляет позади себя мир мертвых, чтобы вступить в новый этап своей жизни — и жизни вообще — неся на руках своего сына как единственное свое достояние».
|