Лучшие новые произведения советских писателей (например, Шолохова) связаны с великой реалистической традицией прошлого века, в которой воплотилась сущность русского искусства и которую обессмертило мастерство Л.Толстого.
Ромен Роллан
Романы разделяет более шестидесяти лет. Шолохов описывает события, происшедшие через 100 лет после событий романа Толстого
Сопоставление романов Л.Н. Толстого «Война и мир» и М.А. Шолохова:
Оба романа – эпопеи. Эпопейное содержание "Тихого Дона" составляет, как и в "Войне и мире", изображение жизни народа в переломный период истории, изображение его стремлений, его истории, его трагических блужданий.
В центре обоих романов – поиски героями истины, своего пути.
Интуитивность этих поисков.
Идеалы героев: дом, семья, естественность, доброта, трудолюбие.
Реализм в изображении войны, ее жестокости и ужасов.
Изображение подвига – настоящего и формального.
Противопоставление мира и войны. Картины мира перемежаются с картинами военных действий
Изображение развивающего действия войны на душу человека.
«Диалектика души» - психологизм, герой в развитии.
Отсутствие идеализации народа.
Общее
1) стремление не только дать объективную картину исторических событий, но и вскрыть их коренные причины, показать зависимость исторического процесса не от воли отдельных крупных личностей, но от общего духа народных масс, “сущности характера русского народа”
|
2) широкий охват действительности
|
3) признание определяющей роли народа в истории (народ и "движущая сила", и "материал" истории
|
4) в произведении М.Шолохова «Тихий Дон», так же как в «Войне и мире» Л.Толстого, военная действительность отражается не через восприятие какого – нибудь одного героя: и Л.Толстому, и М.Шолохову важно показать реакцию многих людей на войну и на связанные с ней перемены.
|
5) картины природы у Л.Толстого и М.Шолохова «теснейшим образом связываются с внутренней жизнью героев. Красота природы как бы продолжает человеческий образ, поддерживает и несёт его. Положение пейзажа в романе Толстого можно сравнить лишь с его положением в лирическом стихотворении, где картина развёртывается параллельно с переживанием героя, фиксируя его моменты».
|
Отличия:
1) отсутствие у Шолохова философских обобщений, рассуждений о том, «какая сила движет мирами» - в отличие от автора «Войны и мира», Шолохов не даёт в романе теоретического обоснования своей исторической концепции;
2) моноцентричность шолоховской эпопеи – если спросить, кто является главным героем «Войны и мира», то в ответ можно услышать сразу несколько имён, на тот же вопрос относительно «Тихого Дона» ответ будет один – Григорий Мелехов.
3)Толстой писал роман о событиях 50-летней давности, а Шолохов по горячим следам.
4)Толстой изображает единственно оправданную войну – за родину. Шолохов – бессмысленную с точки зрения человечности Первую мировую войну без победителей – гражданскую.
В отличие от "Войны и мира", где история семей Ростовых-Болконских является одним из важнейших элементов всей художественной структуры, в "Тихом Доне" самостоятельное значение приобретает история жизни Григория Мелехова. Если в "Войне и мире" Пьер Безухов, Андрей Болконский, Наташа Ростова- равноправные герои, то в "Тихом Доне" Григорий Мелехов является центральным героем, который соединяет воедино и историческое судьбы, им исторические события, и судьбы семей.
|
“Война и мир”
|
“Тихий Дон”
|
1)временные рамки
|
1805г - начало 1820-х гг
|
май 1912 - март 1922гг
|
2)События
|
война 1805 г, кампания 1807г, русско-турецкая война. Отечественная война 1812г, политическая ситуация начала 1820-х гг.
|
первая мировая война, две русские революции, корниловский мятеж, гражданская война
|
3) Реальные исторические лица
|
Наполеон, Александр I, Кутузов, Багратион, Барклай де Толли
|
Николай II, Корнилов, Крымов, Каледин, Подтелков, Кудинов, Малкин
|
4)Герои
|
образованные люди, склонные к рефлексии, размышлению, духовному поиску, спорам на отвлеченные темы. Исторические события преломляются в их сознании, осмысляются ими
|
простые, зачастую малообразованные люди, их "путь исканий" - жизненный путь, они "на себе" проверяют правильность сделанного выбора, расплачиваясь за него искалеченными судьбами и даже жизнью
|
5)Социальный охват действительности
|
изображение различных слоёв русского общества от крестьянства и простых солдат до петербургского света и императорских дворов.
|
от уклада и быта простых казаков и до императорского двора ( сцена в Могилёве, в военном госпитале)
|
6) изображение народа
|
идеализация: для «умных» героев «Войны и мира» народный уклад, непосредственность и даже некоторый «фашизм» русского мужика становится открытием, образцом для их собственной жизни.
|
Поэтизация народного быта, дается глубокий анализ патриархального уклада, истоков его кризиса, во многом сказавшегося в судьбе героев романа, не все из которых сумели устоять перед искушениями «большого мира» (Митька Коршунов, Дарья, Степан Астахов). Герои Шолохова пытаются разобраться в хитросплетениях политики своими силами, без «умных посредников».
|
Чтобы понять смысл и значение для нашего народа и романа «Тихий Дон», и его героев, прежде всего надо осознать, что это произведение является национальным духовным и нравственным продолжением романа «Война и мир», ниспосланным нам в эпоху коренного преобразования мира и человечества. В отличие от графа Л.Н. Толстого (и видимо, это символично для новой эпохи), создал его человек из низов, и творил он не от имени высших слоев российского общества и преимущественно о высших слоях его и об их представлениях о русском народе, но от имени русского народа и о русском народе, ввергнутом в пучину кровавых войн волей этих самых высших слоев. Если герои «Войны и мира» лишь краешком задевают жизнь сословных низов, то герои «Тихого Дона» лишь краешком глаза наблюдают жизнь высших сословий, а потому со спокойной совестью участвуют в их свержении и истреблении. В этом контексте «Тихий Дон» предстает перед нами антитезой «Войне и Mиpy», а герои романа — антитезой героям Льва Толстого.
Так, Григорий Мелехов советского гражданина, в прошлом мещанина Шолохова, подлинный казак, живущий полнокровной, страстной человеческой жизнью, стал антитезой Платону Каратаеву, в образе которого аристократ Лев Толстой попытался воплотить собственные абстрактные представления о русском народе и о том, каковым он должен быть, но никогда на самом деле не был. Аксинью же можно рассматривать куда более пронзительной (в отличие от Мелехова — Каратаева) народной антитезой офранцуженной графинечке Наташе Ростовой.При этом подчеркну, что именно глубинная народность на грани слияния плотского естества и языческого духа, преданности земному и высочайших душевных мук, безмерной жестокости и безграничного, действенного сострадания, именно народность с ее совестливостью, верностью отчему дому и родной земле непосредственно через Григория Мелехова и Аксинью Астахову стала истинным главным героем романа. Об этом мечтал Лев Толстой для своего гениального детища, но воплотил в жизни Михаил Шолохов в великом «Тихом Доне».
|