Суббота, 23.11.2024, 15:57
Приветствую Вас Гость | RSS

Словесник

Меню сайта
Время жизни сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Методический кейс

Главная » Файлы » Русская литература » Анализ произведений [ Добавить материал ]

Шолохов М.А. "Тихий Дон" Сопоставление романов Л.Н. Толстого «Война и мир» и М.А. Шолохова.
04.07.2016, 16:38

Лучшие новые произведения советских писателей (например, Шолохова) связаны с великой реалистической традицией прошлого века, в которой воплотилась сущность русского искусства и которую обессмертило мастерство Л.Толстого.
                                                                         Ромен Роллан

Романы разделяет более шестидесяти лет. Шолохов описывает события, происшедшие через 100 лет после событий романа Толстого

Сопоставление романов Л.Н. Толстого «Война и мир» и М.А. Шолохова:

Оба романа – эпопеи. Эпопейное содержание "Тихого Дона" составляет, как и в "Войне и мире", изображение жизни народа в переломный период истории, изображение его стремлений, его истории, его трагических блужданий.

В центре обоих романов – поиски героями истины, своего пути.

Интуитивность этих поисков.

Идеалы героев: дом, семья, естественность, доброта, трудолюбие.

Реализм в изображении войны, ее жестокости и ужасов.

Изображение подвига – настоящего и формального.

Противопоставление мира и войны.  Картины мира перемежаются с картинами военных действий

Изображение развивающего действия войны на душу человека.

«Диалектика души» - психологизм, герой в развитии.

Отсутствие идеализации народа.

Общее

1) стремление не только дать объективную картину исторических событий, но и вскрыть их коренные причины, показать зависимость исторического процесса не от воли отдельных крупных личностей, но от общего духа народных масс, “сущности характера русского народа”

2) широкий охват действительности

3) признание определяющей роли народа в истории (народ и "движущая сила", и "материал" истории

4) в произведении М.Шолохова «Тихий Дон», так же как в «Войне и мире» Л.Толстого, военная действительность отражается не через восприятие какого – нибудь одного героя: и Л.Толстому, и М.Шолохову важно показать реакцию многих людей на войну и на связанные с ней перемены.

 5) картины природы у Л.Толстого и М.Шолохова  «теснейшим образом связываются с внутренней жизнью героев. Красота природы как бы продолжает человеческий образ, поддерживает и несёт его. Положение пейзажа в романе Толстого можно сравнить лишь с его положением в лирическом стихотворении, где картина развёртывается параллельно с переживанием героя, фиксируя его моменты».

Отличия:

1) отсутствие у Шолохова философских обобщений, рассуждений о том, «какая сила движет мирами» - в отличие от автора «Войны и мира», Шолохов не даёт в романе теоретического обоснования своей исторической концепции;
2) моноцентричность шолоховской эпопеи – если спросить, кто является главным героем «Войны и мира», то в ответ можно услышать сразу несколько имён, на тот же вопрос относительно «Тихого Дона» ответ будет один – Григорий Мелехов.

3)Толстой писал роман о событиях 50-летней давности, а Шолохов по горячим следам.

4)Толстой изображает единственно оправданную войну – за родину. Шолохов – бессмысленную с точки зрения человечности Первую мировую войну без победителей – гражданскую.

 В отличие от "Войны и мира", где история семей Ростовых-Болконских является одним из важнейших элементов всей художественной структуры, в "Тихом Доне" самостоятельное значение приобретает история жизни Григория Мелехова. Если в "Войне и мире" Пьер Безухов, Андрей Болконский, Наташа Ростова- равноправные герои, то в "Тихом Доне" Григорий Мелехов является центральным героем, который соединяет воедино и историческое судьбы, им исторические события, и судьбы семей.

 

“Война и мир”

“Тихий Дон”  

1)временные рамки

1805г - начало 1820-х гг

май 1912 - март 1922гг

2)События

 

война 1805 г, кампания 1807г, русско-турецкая война. Отечественная война 1812г, политическая ситуация начала 1820-х гг.

первая мировая война, две русские революции, корниловский мятеж, гражданская война

3) Реальные исторические лица

Наполеон, Александр I, Кутузов, Багратион, Барклай де Толли

Николай II, Корнилов, Крымов, Каледин, Подтелков, Кудинов, Малкин

4)Герои

образованные люди, склонные к рефлексии, размышлению, духовному поиску, спорам на отвлеченные темы. Исторические события преломляются в их сознании, осмысляются ими

простые, зачастую малообразованные люди, их "путь исканий" - жизненный путь, они "на себе" проверяют правильность сделанного выбора, расплачиваясь за него искалеченными судьбами и даже жизнью

5)Социальный охват действительности

изображение различных слоёв русского общества от крестьянства и простых солдат до петербургского света и императорских дворов.

от уклада и быта простых казаков и до императорского двора ( сцена в Могилёве,  в военном госпитале)

6) изображение народа

идеализация: для «умных» героев «Войны и мира» народный уклад, непосредственность и даже некоторый «фашизм» русского мужика становится открытием, образцом для их собственной жизни.

Поэтизация народного быта, дается глубокий анализ патриархального уклада, истоков его кризиса, во многом сказавшегося в судьбе героев романа, не все из которых сумели устоять перед искушениями «большого мира» (Митька Коршунов, Дарья, Степан Астахов). Герои Шолохова пытаются разобраться в хитросплетениях политики своими силами, без «умных посредников».

Чтобы понять смысл и значение для нашего народа и романа «Тихий Дон», и его героев, прежде всего надо осознать, что это произведение является на­циональным духовным и нравственным продолжением романа «Война и мир», ниспосланным нам в эпоху коренного преобразования мира и человечества. В отличие от графа Л.Н. Толстого (и видимо, это символично для новой эпохи), создал его человек из низов, и творил он не от имени высших слоев российского общества и преимущественно о высших слоях его и об их представлениях о русском народе, но от имени русского народа и о русском народе, ввергнутом в пучину кровавых войн волей этих самых высших слоев. Если герои «Войны и мира» лишь краешком задевают жизнь сословных низов, то герои «Тихого Дона» лишь краешком глаза наблюдают жизнь высших сословий, а потому со спокойной совестью участвуют в их свержении и истреблении. В этом контексте «Тихий Дон» предстает перед нами антитезой «Войне и Mиpy», а герои романа — антитезой героям Льва Толстого.
Так, Григорий Мелехов советского гражданина, в прошлом мещанина Шоло­хова, подлинный казак, живущий полнокровной, страстной человеческой жизнью, стал антитезой Платону Каратаеву, в образе которого аристократ Лев Толстой по­пытался воплотить собственные абстрактные представления о русском народе и о том, каковым он должен быть, но никогда на самом деле не был. Аксинью же можно рассматривать куда более пронзительной (в отличие от Мелехова — Каратаева) народной антитезой офранцуженной графинечке Наташе Ростовой.При этом подчеркну, что именно глубинная народность на грани слияния плотского естества и языческого духа, преданности земному и высочайших ду­шевных мук, безмерной жестокости и безграничного, действенного сострадания, именно народность с ее совестливостью, верностью отчему дому и родной земле непосредственно через Григория Мелехова и Аксинью Астахову стала истинным главным героем романа. Об этом мечтал Лев Толстой для своего гениального детища, но воплотил в жизни Михаил Шолохов в великом «Тихом Доне».

Категория: Анализ произведений | Добавил: panova
Просмотров: 24937 | Загрузок: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии и видеть ссылки на материалы могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Вход на сайт
Поиск