|
Мастер
|
Маргарита
|
|
Древний ершалаимский мир
|
Московский современный мир
|
Вечный потусторонний мир
|
Пилат
|
Стравинский
|
Воланд
|
Афраний
|
Фёдор Васильевич
|
Коровьев-Фагот
|
Марк Крысобой
|
Арчибальд Арчибальдович
|
Азазелло
|
Банга
|
Тузбубен
|
Бегемот
|
Иуда
|
Алозий Могарыч
|
Барон Майгель
|
Низа
|
Наташа
|
Гелла
|
Понтий Пилат
|
Стравинский
|
Воланд
|
В ершалаимских сценах события развиваются действиям П. Пилата.
|
Стравинскому же в клинике вынуждены беспрекословно подчиняться персонажи московского мира, ставшие жертвами Воланда и его свиты.
|
В московских сценах всё происходит по воле Воланда, который безраздельно царит в потустороннем мире, проникающий в мир московский, где нарушены моральные и нравственные устои.
|
Наличие свиты
|
_______»________»____»
|
_______»_____»___»
|
Пилат пытается спасти Иешуа, но терпит неудачу
|
Стравинский безуспешно пытается спасти Мастера в мире московском.
|
Воланд пытается спасти Мастера, но только в своём потустороннем мире.
|
Власть ограничена
Пилат не способен помочь Иешуа из-за своего малодушия.
|
______»_____»________»
Стравинский не в силах предотвратить земную гибель Мастера и вернуть полное душевное спокойствие Бездомному.
|
______»_______»_____»
Воланд лишь предсказывает судьбу тем, с кем соприкасается и пробуждает дьявольские наклонности у жертв.
|
|
«тщательно, по-актёрски обритый, человек лет 45», с «пронзительными глазами»
|
«лет 40 с лишним, гладко выбрит», «разные глаза: правый глаз чёрный, левый почему-то зелёный»
|
Внешнее сходство Стравинского и П. Пилата отмечает при первой встрече с профессором И. Бездомный, живо представляющий прокуратора Иудеи по рассказу Воланда. Он также обращает внимание и на то, что директор клиники, как и римский прокуратор, говорит по-латыни.
|
|
|
Афраний
|
Фёдор Васильевич
|
Коровьев - Фагот
|
«маленькие глазки… под прикрытыми, немного странноватыми, как будто припухшими веками», в них «светилось незлобное лукавство», начальник тайной стражи «был склонен к юмору».
|
|
«глазки маленькие, ироничные и полупьяные», и он действительно неистощимый шутник
|
|
Очки, усы с бородкой.
|
Пенсне, усики.
|
Афраний по негласному приказу П. Пилата карает Иуду из Кириафа за предательство смертью.
|
|
Коровьев наказывает тех, кто прогневил Воланда.
|
Сходны эпизоды
|
|
____»_______»______»
|
Так, П. Пилат после того как намёками дал понять, что Иуду надо убить, вспоминает, что Афраний однажды одолжил ему денег одарить толпу нищих в Ершалаиме. Этот эпизод придуман прокуратором, чтобы представить переданное начальнику тайной стражи вознаграждение за будущее убийство.
|
|
Коровьев-Фагот проливает дождь денег в Театре Варьете. Но червонцы, которыми он по воле Воланда одаривает публику столь же мнимые, как и монеты, будто одолженные Афранием Пилату для ершалаимской черни, превращаются в простые бумажки.
|
ПАЛАЧИ
Марк Крысобой
|
Арчиб. Арчибальдович
|
Азазелло
|
Выполняют палаческие функции
|
Выполняют палаческие функции
(только в воображении
рассказчика, когда превращается из директора ресторана в пирата.)
|
Выполняют палаческие функции
|
Оба высокого роста и широкоплечи.
|
|
При первом появлении закрывает собой солнце
|
Предстаёт как видение в аду.
|
Изуродованное лицо, гнусавый голос
|
|
Изуродованное лицо, гнусавый голос
|
Широкие кожаные пояса с оружием (у А.А. только в воображаемом облике пирата).
|
|
Человеческая жизнь для них ничего не значит
|
М. Крысобоя, по убеждению Иешуа, злым сделали те, кто изуродовал его, и он не винит кентуриона в своей смерти
|
А.А. совершает только воображаемую казнь.
|
А. убивает Майгеля в потустороннем мире, заранее зная, что через месяц ему всё равно предстоит закончить свой земной путь.
|
ЖИВОТНЫЕ КАК ЛЮДИ
Банга - Любимый пёс П. Пилата, единственное существо понимающее и сочувствующее ему
Тузбубен - Милицейский пёс
Бегемот - Любимый шут Воланда.
ЛЮДИ - ЗЛО
Иуда
|
Алозий Могарыч
|
Барон Майгель
|
Служащий в меняльной лавке и шпион Иосифа Каифы
|
Журналист, осведомляющий публику о новинках литературы.
|
Служащий, в должности ознакомителя иностранцев с достопримечательностями столицы.
|
Предаёт Иешуа
|
Предаёт Мастера
|
Майгель пытается, но не успевает предать Воланда со всеми участниками Бала у Сатаны.
|
Настигает смерть
|
А.М. выброшен в одних подштанниках из Москвы. Однако возвращается и возобновляет свою деятельность.
|
Настигает смерть
|
|
ЖЕНЩИНЫ
Низа
|
Наташа
|
Гелла
|
Агент Афрания
|
Домработница Маргариты
|
Агент и служанка Воланда.
|
Заманивает в ловушку Иуду
|
|
Заманивает на Бал Майгеля, чуть не губит Римского, Варенуху.
|
|
Эти же качества присуще Н., пожелавшей сопровождать госпожу даже на Балу у Сатаны.
|
«расторопна, понятлива и нет такой услуги, которую она не сумела оказать».
|
|
Двойники в романе
Понтий Пилат – Воланд – профессор Стравинский
Афраний –Фагот-Коровьев – врач Фёдор Васильевич
Марк Крысобой – Азазелло – Арчибальд Арчибальдович
Иосиф Каифа – Берлиоз – неизвестный в торгсине
Низа – Гелла – Наташа
Иуда – барон Майгель – Алоизий Магарыч
Левий Матвей – Иван Бездомный – поэт Рюхин
Пёс Банга-кот Бегемот – милицейская собака Тузбубен
Иешуа Га-Ноцри – Мастер
|