Вторник, 23.04.2024, 17:34
Приветствую Вас Гость | RSS

Словесник

Меню сайта
Время жизни сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Методический кейс

Главная » Файлы » Русская литература » Анализ произведений [ Добавить материал ]

Система образов в романе М. Булгакова «Мастер и Маргарита»
05.02.2017, 14:52
 

Мастер

Маргарита

 

Древний ершалаимский мир

Московский современный мир

Вечный потусторонний мир

Пилат

Стравинский

Воланд

Афраний

Фёдор Васильевич

Коровьев-Фагот

Марк Крысобой

Арчибальд Арчибальдович

Азазелло

Банга

Тузбубен

Бегемот

Иуда

Алозий Могарыч

Барон Майгель

Низа

Наташа

Гелла

 

Понтий Пилат

Стравинский

Воланд

В ершалаимских сценах события развиваются действиям П. Пилата.

Стравинскому же в клинике вынуждены беспрекословно подчиняться персонажи московского мира, ставшие жертвами Воланда и его свиты.

В московских сценах всё происходит по воле Воланда, который безраздельно царит в потустороннем мире, проникающий в мир московский, где нарушены моральные и нравственные устои.

Наличие свиты

_______»________»____»

_______»_____»___»

Пилат пытается спасти Иешуа, но терпит неудачу

Стравинский безуспешно пытается спасти Мастера в мире московском.

Воланд пытается спасти Мастера, но только в своём потустороннем мире.

Власть ограничена

Пилат не способен помочь Иешуа из-за своего малодушия.

______»_____»________»

Стравинский не в силах предотвратить земную гибель Мастера и вернуть полное душевное спокойствие Бездомному.

______»_______»_____»

Воланд лишь предсказывает судьбу тем, с кем соприкасается и пробуждает дьявольские наклонности у жертв.

 

«тщательно, по-актёрски обритый, человек лет 45», с «пронзительными глазами»

«лет 40 с лишним, гладко выбрит», «разные глаза: правый глаз чёрный, левый почему-то зелёный»

Внешнее сходство Стравинского и П. Пилата отмечает при первой встрече с профессором И. Бездомный, живо представляющий прокуратора Иудеи по рассказу Воланда. Он также обращает внимание и на то, что директор клиники, как и римский прокуратор, говорит по-латыни.

 

 

Афраний

Фёдор Васильевич

Коровьев - Фагот

«маленькие глазки… под прикрытыми, немного странноватыми, как будто припухшими веками», в них «светилось незлобное лукавство», начальник тайной стражи «был склонен к юмору».

 

«глазки маленькие, ироничные и полупьяные», и он действительно неистощимый шутник

 

Очки, усы с бородкой.

Пенсне, усики.

Афраний по негласному приказу П. Пилата карает Иуду из Кириафа за предательство смертью.

 

Коровьев наказывает тех, кто прогневил Воланда.

Сходны эпизоды

 

____»_______»______»

Так, П. Пилат после того как намёками дал понять, что Иуду надо убить, вспоминает, что Афраний однажды одолжил ему денег одарить толпу нищих в Ершалаиме. Этот эпизод придуман прокуратором, чтобы представить переданное начальнику тайной стражи вознаграждение за будущее убийство.

 

Коровьев-Фагот проливает дождь денег в Театре Варьете. Но червонцы, которыми он по воле Воланда одаривает публику столь же мнимые, как и монеты, будто одолженные Афранием Пилату для ершалаимской черни, превращаются в простые бумажки.

                                                                        ПАЛАЧИ

Марк Крысобой

Арчиб. Арчибальдович

Азазелло

Выполняют палаческие функции

Выполняют палаческие функции

(только в воображении

рассказчика, когда превращается из директора ресторана в пирата.)

Выполняют палаческие функции

Оба высокого роста и широкоплечи.

 

При первом появлении закрывает собой солнце

Предстаёт как видение в аду.

Изуродованное лицо, гнусавый голос

 

Изуродованное лицо, гнусавый голос

Широкие кожаные пояса с оружием (у А.А. только в воображаемом облике пирата).

 

Человеческая жизнь для них ничего не значит

М. Крысобоя, по убеждению Иешуа, злым сделали те, кто изуродовал его, и он не винит кентуриона в своей смерти

А.А. совершает только воображаемую казнь.

 

А. убивает Майгеля в потустороннем мире, заранее зная, что через месяц ему всё равно предстоит закончить свой земной путь.

                           ЖИВОТНЫЕ КАК ЛЮДИ

Банга - Любимый пёс П. Пилата, единственное существо понимающее и сочувствующее ему

Тузбубен - Милицейский пёс

Бегемот - Любимый шут Воланда.

                              ЛЮДИ - ЗЛО

Иуда

Алозий Могарыч

Барон Майгель

Служащий в меняльной лавке и шпион Иосифа Каифы

Журналист, осведомляющий публику о новинках литературы.

Служащий, в должности ознакомителя иностранцев с достопримечательностями столицы.

Предаёт Иешуа

Предаёт Мастера

Майгель пытается, но не успевает предать Воланда со всеми участниками Бала у Сатаны.

Настигает смерть

А.М. выброшен в одних подштанниках из Москвы. Однако возвращается и возобновляет свою деятельность.

Настигает смерть

 

                                                ЖЕНЩИНЫ

Низа

Наташа

Гелла

Агент Афрания

Домработница Маргариты

Агент и служанка Воланда.

Заманивает в ловушку Иуду

 

Заманивает на Бал Майгеля, чуть не губит Римского, Варенуху.

 

Эти же качества присуще Н., пожелавшей сопровождать госпожу даже на Балу у Сатаны.

«расторопна, понятлива и нет такой услуги, которую она не сумела оказать».

 

Двойники в романе

Понтий Пилат – Воланд – профессор Стравинский
Афраний –Фагот-Коровьев – врач Фёдор Васильевич
Марк Крысобой – Азазелло – Арчибальд Арчибальдович
Иосиф Каифа – Берлиоз – неизвестный в торгсине
Низа – Гелла – Наташа
Иуда – барон Майгель – Алоизий Магарыч
Левий Матвей – Иван Бездомный – поэт Рюхин
Пёс Банга-кот Бегемот – милицейская собака Тузбубен
Иешуа Га-Ноцри – Мастер

Категория: Анализ произведений | Добавил: panova
Просмотров: 2986 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии и видеть ссылки на материалы могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Вход на сайт
Поиск