Пятниця, 29.03.2024, 15:23
Приветствую Вас Гость | RSS

Словесник

Меню сайта
Время жизни сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Методический кейс

Главная » Файлы » Русская литература » Анализ произведений [ Добавить материал ]

Толстой Л.Н. "Война и мир". "Мысль семейная".
[ · Перейти по ссылке () ] 27.03.2016, 18:41

Роман «Война и мир» Льва Николаевича Толстого считается историческим романом. В нем описываются реальные события военных кампаний 1805-1807 годов и Отечественная война 1812 года. Казалось бы, кроме батальных сцен и рассуждений о войне ничего не должно волновать писателя. Но центральной сюжетной линией Толстой прописывает семью, как основу всего русского общества, основу нравственности и морали, основу поведения человека в ходе истории. Поэтому «мысль семейная» в романе «Война и мир» Толстого является одной из главных.
Л.Н.Толстой представляет нам три светских семьи, которые показывает на протяжении почти пятнадцати лет, раскрывает семейные традиции и культуру нескольких поколений: отцов, детей, внуков. Это семьи Ростовых, Болконских и Курагиных. Три семьи так не похожи друг на друга, но так тесно переплетаются судьбы их воспитанников.

                  "Люди как реки": у каждого своё русло, свой исток. Исток этот - родной дом, семья, её традиции, уклад

Семья Ростовых

Одна из самых образцовых семей общества, представленная Толстым в романе, это семья Ростовых. Истоки семьи – любовь, взаимопонимание, чувственная поддержка, гармония человеческих отношений. Граф и графиня Ростовы, сыновья Николай и Петр, дочери Наталья, Вера и племянница Соня. Все члены этой семьи образуют некий круг живого участия в судьбах друг друга. Неким исключением можно считать старшую сестру Веру, она держала себя несколько холоднее. «…красивая Вера презрительно улыбнулась…», — описывает Толстой ее манеру вести себя в обществе, сама она говорила, что ее воспитывали по-другому и гордилась тем, что не имеет отношения «ко всяким там нежностям».
Наташа с детства была взбалмошной девочкой. Детская влюбленность в Бориса Друбецкого, обожание Пьера Безухова, увлеченность Анатолем Курагиным, любовь к Андрею Болконскому – поистине искренние чувства, абсолютно лишенные корысти.
Проявление настоящего патриотизма семьи Ростовых подтверждает и раскрывает важность «мысли семейной» в «Войне и мире». Николай Ростов видел себя только военным и записался в гусары, чтобы пойти защищать русскую армию. Наташа отдала подводы для раненых, бросив все нажитое имущество. Графиня и граф предоставили свой дом для укрытия раненых от французов. Петя Ростов идет на войну совсем мальчиком и погибает за родину.

Перейдя по ссылке, просмотрите отрывок из к/ф "Танец Наташи Ростовой у дядюшки в деревне".

Семья Болконских

В семье Болконских все несколько иначе, чем у Ростовых. Толстой не говорит, что здесь не было любви. Она была, но проявление ее не носило такого нежного чувства. Старый князь Николай Болконский считал: «Есть только два источника людских пороков: праздность и суеверие, и что есть только две добродетели: деятельность и ум». Все в их семействе подчинялось строгому порядку – «порядок в его образе жизни был доведен до последней степени точности». Он сам занимался обучением своей дочери, изучал с ней математику и другие науки.
Молодой Болконский любил отца и уважал его мнение, он обходился с ним достойно княжеского сына. Уходя на войну, он попросил отца оставить на воспитание своего будущего сына, так как знал, что отец сделает все по чести и справедливости.
Княжна Марья, сестра Андрея Болконского, слушалась старого князя во всем. Она с любовью принимала все строгости отца и заботилась о нем с усердием. На вопрос Андрея: «Трудно тебе с ним?» Марья отвечала: «Разве возможно судить об отце?.. Я так довольна и счастлива с ним!»
Все отношения в семье Болконских были ровными и спокойными, каждый занимался своим делом и знал свое место. Истинный патриотизм проявил князь Андрей, отдав собственную жизнь за победу русской армии. Старый князь до последнего дня вел записки для государя, следил за ходом войны и верил в силу России. Княжна Марья не отреклась от веры, молилась за брата и помогала людям всем своим существованием.

Характерные черты

Ростовы

Болконские

1. Старшее поколение.
Вечер у А. П. Шерер.
Сравните:
— отношения между гостями;
— причины прихода (внешние: великосветский раут — и внутренние: личные интересы)

Родители Ростовых — хлебосольны, простодушны, просты, доверчивы, щедры (эпизод с деньгами для А. М. Друбецкой; Митенька, Соня, воспитывающиеся в их семье).
Отношения между родителями — взаимоуважение, почтение(обращения).
Положение матери — положение хозяйки дома (именины).
Отношение к гостям — радушие ко всем без почитания чинов (именины).

Живут в имении Отрадном

Старый князь Николай Андреевич Болконский — упрямый и властный старик, не склоняющийся ни перед чем. Генерал-аншеф при Павле I, был сослан в деревню. Хотя ему при новом царствовании был уже разрешен въезд в столицы, он не мог простить обиду и продолжал жить в Лысых Горах. Он считал пороками праздность и суеверие, добродетелями — деятельность и ум. «Постоянно был занят то писанием своих мемуаров, то выкладками из высшей математики, то точением табакерок на станке, то работой в саду и наблюдением над постройками».
Главное — честь

2. Отношения в семье между взрослыми и детьми

Доверчивость, чистота и естественность (рассказы Наташи матери обо всех своих увлечениях).
Уважение друг к другу, желание помочь без нудных нотаций (история с проигрышем Николая).
Свобода и любовь, отсутствие жестких воспитательных норм (поведение Наташи во время именин; пляска графа Ростова).
Верность семейным отношениям (Николай не отказался от долгов отца).
Главное в отношениях — любовь, жизнь по законам сердца

Отношения без сентиментальностей. Отец — непререкаемый авторитет, хотя он «с людьми, окружающими его, от дочери до слуг… был резок и неизменно требователен, и потому, не быв жестоким, он возбуждал к себе страх и почтительность».
Почтение к отцу, который сам занимался воспитанием Марьи, отрицая нормы воспитания в придворных кругах.
Скрытая любовь отца, мужская (сцена смерти князя — последние слова о княжне Марье).
Главное — жизнь по законам ума

3. Дети, отношения между ними.
Сравните: поведение Ипполита на вечере у А. П. Шерер, кутежи Анатоля Курагина и Долохова

Искренность, естественность, любовь, уважение друг к другу (сцены объяснения Сони с Николаем, Наташи с Борисом).
Заинтересованность в судьбе друг друга (Наташа — Соня, Наташа — Николай).
Занятия: увлечение пением, танцами.
Главное в отношениях — душа

Сложность положения княжны Марьи в семье — ей не с кем поделиться. В отношениях с Андреем — глубокая привязанность и любовь.
В детях Болконских — высокая честность и чувство собственного достоинства (отказ княжны Марьи от брака с Анатолем).
Религиозность, доброта княжны Марьи (отношения с божьими людьми, с Лизой)

4. Близость к природе. Чаще живут в имениях — Отрадном, Лысых Горах, чем в столицах

Умение тонко чувствовать природу (лунная ночь в Отрадном, сцена охоты, катание на Святках).
Ощущение гармонии человека и природы

Постоянная жизнь в Отрадном — естественная связь с природой княжны Марьи и старого князя.
Постижение вечности и величия природы князем Андреем (аустерлицкое небо, описание дуба на пути в Отрадное)

5. Отношение к народу

Восприятие народности более на эмоциональном уровне (сцена охоты, песня дядюшки, пляска Наташи)

Разумное восприятие народных проблем: преобразования в селе Богучарове, направленные на улучшение жизни крестьян. Отношения Андрея с солдатами

6. Патриотизм. Отношение к войнам.
Сравните:
— отношение к войне на вечере у А. П. Шерер;
— поведение на войне Жеркова, Бориса Друбецкого, Анатоля

Искренний патриотизм, боль за свою Родину. Сражается на войне Николай; Петя, совсем еще мальчик, уходит на войну в 1812 году с согласия родителей и погибает в первом же бою.
Наташа требует отдать подводы раненым.
Ростовы покидают свои дома, как и многие жители

Глубокий патриотизм и отца, и детей.
Андрей сражается во время войны 1805—1807 годов, уходит в отряд Багратиона, в 1812 году уходит из штаба, командует полком (солдаты называют его «наш князь»).
Старый Болконский сам пытается защищать свою землю.
Княжна Марья отказывается от покровительства французов и уезжает из Лысых Гор, которые должны захватить французы

7. Недостатки

Доброта иногда носит внешний характер (история Сони).
Иногда жестокость (Николай по отношению к крестьянам).
Непрактичность, мотовство отца Ростова

Тяжелый, иногда самодурный характер старого Болконского (история с мадемуазель Бурьен)

8. Отношение автора к героиням

Наташа — любимая героиня Толстого, идеал женщины, воплотившийся в семье

Княжна Марья — тоже идеал женщины, по мнению Толстого, его любимая героиня, способная быть хранительницей очага

9. Отношение автора к семьям. Автобиографичность

Автор любит эту семью, изображая ее реалистически, но привлекательно.
Многие герои несут в себе автобиографические черты: Николай Ростов — черты отца писателя, Наташа — родственницы жены писателя

Эта семья любима автором, хотя жесткость воспитания не всегда привлекательна, но понятие чести ставит эту семью очень высоко. Автобиографические черты в Николае Андреевиче Болконском — дед по линии матери, в княжне Марье — черты матери (скорее ощущения, что мать писателя была именно такой). Андрей Болконский воплощает какие-то мысли самого Толстого

Семья Курагиных

Эта семейство представлено Толстым в противоположность двум предыдущим. Князь Василий Курагин жил только для выгоды. Он знал, с кем дружить, кого приглашать в гости, за кого посватать детей, чтобы выгодно устроиться в жизни. На замечание Анны Павлолвны Шерер о его семействе говорит: «Что делать! Лафатер сказал бы, что у меня нет шишки родительской любви».
Светская красавица Элен дурна душою, «блудный сын» Анатоль ведет праздный образ жизни, в кутежах и забавах, старшего, Ипполита, отец называет «дураком». Эта семья не способна любить, сопереживать, заботиться даже друг о друге. Князь Василий признается: «Мои дети – обуза моего существования». Идеал их жизни – пошлость, разврат, приспособленчество, обман любящих их людей. Элен разрушает жизни Пьера Безухова, Анатоль вмешивается в отношения Наташи и Андрея.
О патриотизме здесь даже речи не идет. Сам князь Василий постоянно судачит в свете то о Кутузове, то о Багратионе, то об императоре Александре, то о Наполеоне, не имея постоянного мнения и подстраиваясь под обстоятельства.

Новые семьи в романе

В конце романа «Война и мир» Л.Н.Толстой складывает ситуацию смешения семей Болконских, Ростовых и Безухова. Новые крепкие, любящие семьи связывают Наташу Ростову и Пьера, Николая Ростова и Марью Болконскую. «Как в каждой настоящей семье, в лысогорском доме жило вместе несколько совершенно различных миров, которые, каждый удерживая свою особенность и делая уступки один другому, сливались в одно гармоничное целое», — говорит автор. Свадьба Наташи и Пьера состоялась в год смерти графа Ростова – старая семья разрушилась, новая образовалась. А для Николая жениться на Марье было спасением, как всей семьи Ростовых, так и его самого. Марья со всей своей верой и любовью хранила семейный душевный покой и обеспечивала гармонию.

5. Мысль "семейная" в романе

• Тема семьи, ее значение в становлении характера человека в романе «Война и мир» является одной из самых важных. Автор пытается объяснить многие особенности и закономерности в жизни своих героев принадлежностью их к той или иной семье. Только в семье человек получает все то, что в последующем определяет его характер, привычки, мировоззрение и мироощущение.

• В романе Толстой рассказывает о разных семьях - это и хранящая аристократические традиции семья князей Болконских; и представители московского дворянства Ростовы; лишенная взаимного уважения, душевности и связей семья Курагиных; семья Бергов, которая начинает свое существование с закладки «материального фундамента». А в эпилоге романа Толстой представляет на суд читателей две новые семьи - Пьер и Наташа, Николай и Марья, - по мнению автора, именно такой должна быть семья, основанная на искренних и глубоких чувствах.

 

Берги (Берг и Вера)

Идеалы, «фундамент» семьи

Мания приобретательства в любой ситуации берет верх, за­глушая проявление нормальных чувств - эпизод с покупкой мебели во время эвакуации из Москвы большинства жителей.

Берг

В самом Берге есть много общего с грибоедовским Молчалиным (умеренность, исполнительность и аккуратность). Берг не только мещанин сам по себе, но и частица вселен­ского мещанства.

Образцы,

которым следуют Берги

Берги всеми силами стараются походить на принятые в обществе образцы: вечер, который устраивают Берги - точная копия множества других вечеров со свечами и ча­ем. Вера (хотя и принадлежит по рождению к Ростовым) еще в девичестве, несмотря на свою приятную внешность и развитость, хорошие манеры и «правильность» сужде­ний, отталкивает от себя людей своим равнодушием к ок­ружающим и крайним эгоизмом.

Такая семья не может стать основой общества, потому что «фундамент», положенный в ее основу - материальные приобретения, которые скорее опустошают душу, способ­ствуют разрушению человеческих отношений, а не объединению.

 

Курагины - князь Василий, Ипполит, Анатоль, Элен

Стиль отношений между членами семьи

Члены семьи связаны только внешними отношениями, все Курагины разобщены.

Как складываются отноше­ния у Курагиных вне их семьи

В самостоятельной жизни дети князя Василия обречены на одиночество: у Элен и Пьера нет семьи, несмотря на офи­циальный брак; Анатоль, будучи женатым на польке, всту­пает в новые связи, ищет богатую жену.

Какими члены семьи «выходят» в жизнь

Курагины органично вписываются в общество завсегдатаев салона Анны Павловны Шерер с его фальшью, искусствен­ностью, лжепатриотизмом, интригами.

Князь Василий

Подлинное лицо князя Василия проявляется в эпизоде де­лежа наследства Кирилы Безухова, от которого он ни при каких обстоятельствах не намерен отказаться. Он факти­чески продает свою дочь, выдавая её за Пьера.

Анатоль Курагин

Животное безнравственное начало, заложенное в Анатоле Курагине, особенно ярко проявляется, когда отец привозит его в дом Болконских, чтобы сосватать за него княжну Ма­рью {эпизод с мадмуазель Бурьен). А отношение его к На­таше Ростовой настолько низко и безнравственно, что не нуждается ни в каких комментариях.

Элен Курагина

Элен достойно завершает семейную галерею - это женщи­на-хищница, готовая ради денег и положения в обществе выйти замуж по расчету, а затем жестоко относиться к своему мужу.

Отсутствие связей, душевной близости делает эту семью формальной: в ней живут люди, родные только по крови, а духовного родства, близости человеческой в этом доме нет, и поэтому такая семья не может воспитать нравственного отношения к жизни.

 

Ростовы

Стиль отношений в семье

На примере семьи Ростовых Толстой описывает свой идеал семейного бытия, добрых отношений между всеми членами семьи. Ростовы живут «жизнью сердца», не тре­буя друг от друга особого ума, легко и непринужденно от­носясь к жизненным неурядицам. Им свойственно истинно русское стремление к широте и размаху.

Основная черта всех Ростовых

Всем членам семьи Ростовых свойственна живость и непосредственность.

Единодушие в семье - залог счастья всех ее членов

Переломным моментом в жизни семьи становится отъезд из Москвы, решение отдать подводы, предназначенные для вывоза имущества, для перевозки раненых, что фак­тически явилось разорением Ростовых. Старик Ростов умирает с чувством вины за разорение детей, но с чувст­вом выполненного патриотического долга.

Дети в семье Ростовых наследуют от родителей лучшие качества - искренность, открытость, бескорыстие, стремление любить весь мир и все человечество.

 

Болконские

Гпава семьи

Старый князь Болконский устанавливает в Лысых Горах осмысленную жизнь. Он весь в прошлом - он истинный аристократ и все традиции аристократии им бережно сохраняются.

Сходство между отцом и сыном

Ироничное отношение к религии и сентиментальности, они живут «умом», в доме царит интеллектуальная атмосфера. Настоящая жизнь тоже находится в поле внимания старого князя - его осведомленность о современных событиях удивляет даже его сына.

Отношение к отцу

Несмотря на целый ряд чудачеств князя, его дети, князь Андрей и княжна Марья, любят и уважают своего отца, прощая ему некоторую бестакт­ность и резкость. Может быть, в этом и состоит феномен семьи Болкон­ских - безусловное уважение и приятие всех старших членов семьи, без­отчетная, искренняя, в чем-то даже жертвенная любовь членов семьи друг к другу {княжна Марья для себя решила, что не будет думать о личном счастье, чтобы не оставить отца одного).

Княжна Марья

Безоговорочно подчиняется отцу, боясь его гнева, но в то же время любит его безусловна, уважает его и признает в нем авторитет.

Стиль отношений в этой семье способствует воспитанию таких чувств, как уважение, преданность, человеческое достоинство, патриотизм.

 
Николай Ростов и Марья Болконская
Для Николая и Марьи характерна общность в восприятии людей.
Это союз, в котором муж и жена духовно взаимообогащаются.
Николай делает счастливой Марью, а она вносит в семью доброту и нежность.
 
Наташа Ростова и Пьер Безухов
Цель их любви - супружество, семья и дети.
Интуитивное понимание близкого человека.
Каждый находит в любви и семье именно то, к чему стремился всю свою жизнь - смысл своей жизни: Наташа - в материнстве, а Пьер - в осознании себя опорой для более слабого человека.
 
Категория: Анализ произведений | Добавил: panova
Просмотров: 7637 | Загрузок: 1071 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии и видеть ссылки на материалы могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Вход на сайт
Поиск