Четверг, 21.11.2024, 15:25
Приветствую Вас Гость | RSS

Словесник

Меню сайта
Время жизни сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Методический кейс

Главная » Файлы » Русская литература » Библиотека [ Добавить материал ]

Блок А.А. "Стихи о прекрасной даме"
[ · Перейти по ссылке () ] 20.11.2016, 18:02

Название цикла Блоку предложил В. Брюсов. В него вошли лучшие стихотворения 1901 — 1902 годов, посвящённые Л.Д. Менделеевой. О композиции сборника поэт писал: «...“однострунность” души позволила мне расположить все стихотворения первой книги в строго хронологическом порядке; здесь главы определяются годами, в следующих книгах — понятиями...» Эта книга — наиболее яркое явление «младшего символизма» в русской литературе, но вместе с тем это лирика, вобравшая в себя мировые и русские поэтические традиции, опыт Тютчева, Фета, Полонского. В дневнике Блок записал, что стихи — это молитва, а поэт — это апостол, слагающий их в «божественном экстазе», а вдохновение сродни вере. Три облика лирической героини отмечают исследователи этого цикла: космический — Душа Мира; религиозный — Царица Небесная; бытовой — нежная, но немного надменная девушка. Стихотворения раскрывают взаимоотношения с подругой, невестой, женой, в которой поэт увидел воплощение Вечной Женственности, христианский символ: «Я в лучах твоей туманности / Понял юного Христа». Появляются образы храмов, соборов, церковных врат.

Вхожу я в тёмные храмы,
Совершаю бедный обряд.
Там жду я Прекрасной Дамы В мерцаньи красных лампад.
«Вхожу я в тёмные храмы...», 1902

Земной мир и символический тесно переплетены. Звуки и голоса едва слышны, приглушены, таинственны. Господствует белый цвет — основной в образе героини.

Но разве мог не узнать я Белый речной цветок,
И эти бледные платья,
И странный, белый намёк?
«Тебя скрывали туманы...», 1902

Настроение лирического героя переменчиво — надежды и сомнения, любовь и предвидение гибели Прекрасной Дамы. Появляется тема рыцарского служения даме сердца. Лирический герой подчёркивает своё ничтожество перед её «глубинами», называя себя «тварью дрожащей». Не только к неземной любви стремится он, но и к земной, реальной женщине: «Я и молод, и свеж, и влюблён, / Я в тревоге, в тоске и в мольбе, / Зеленею, таинственный клён, / Неизменно склонённый к тебе...» Встреча героев реальна, образный ряд конкретен. Словно средневековый рыцарь, поэт создаёт «молитвенник любви» — книгу, которую всегда считал лучшей.

В «Стихах о Прекрасной Даме», по словам Брюсова, «как бы совсем нет ничего реального», — переживания перенесены в идеальный мир. Жизнь «мучит» поэта, земля для него — «пустынна», он себя чувствует в «старинной келье», на таинственном «царственном пути»; впереди «огнистый столп», свои мечты он определяет как «сны раздумий небывалых», «как священный сон», и его заветные мольбы сводятся к одному: да исчезнет «мысль о теле», «воскресни дух, а плоть усни!».

Категория: Библиотека | Добавил: panova
Просмотров: 974 | Загрузок: 680 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии и видеть ссылки на материалы могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Вход на сайт
Поиск