Метрико-ритмический анализ.
Системы стихосложения
Силлабическое стихосложение — система, основанная на соизмеримости стихов по числу слогов. В русской поэзии утвердилась в XVII веке и просуществовала вплоть до реформы Тредиаковского — Ломоносова (1735—1743).
Что так смутен, дружок мой? Щеки вдруг опали, (13 слогов)
Бледен, и глаза красны, как бы ночь не спали. (13 слогов) А. Кантемир
Тоническое стихосложение — система, основанная на одинаковом (или примерно одинаковом) количестве ударных слогов в стихе при произвольном чередовании безударных. Встречается в фольклорных текстах, в стихах, стилизованных под народную поэзию («Сказка о попе и работнике его Балде» А. С. Пушкина, «Песня про купца Калашникова» М.Ю.Лермонтова), в поэзии XX века у В. Маяковского, М. Цветаевой и др.
Имя твоё — птица в руке,
Имя твоё — льдинка на языке.
Одно-единственное движенье губ.
Имя твоё — пять букв. М. Цветаева
Силлабо-тоническое стихосложение — система, основанная на упорядоченном расположении ударных и безударных слогов в стихе. В русской поэзии утверждается со второй трети XVIII века, господствует в поэзии XIX века. Регулярно повторяющееся в стихе сочетание ударного слога с одним или двумя безударными называется стопой. Например: двустопный хорей, четырёхстопный ямб, шестистопный дактиль, пятистопный амфибрахий. В строке может быть от двух до шести стоп, другие случаи редки.
РАЗМЕРЫ силлабо-тонического стиха
Размер- метрическая схема, упорядоченное сочетание ударных и безударных слогов.
ДВУСЛОЖНЫЕ РАЗМЕРЫ.
Хорей — чередование двух слогов с ударением на первом слоге:
Мчáтся тýчи, вьются тýчи; (А. С. Пушкин)
Ямб — чередование двух слогов с ударением на втором слоге:
Морóз и сóлн це; дéнь чудéс ный (А. С. Пушкин)
Это самый распространенный, излюбленный размер в русской поэзии.
Вольный хорей и вольный ямб — разностопные размеры, допускающие разное количество стоп в строке (басни И. А. Крылова, комедия А. С. Грибоедова «Горе от ума»).
ТРЕХСЛОЖНЫЕ РАЗМЕРЫ.
Дактиль — чередование трех слогов с ударением на первом слоге.
Тýчи не бéсные, вéчные стрáнники! (М. Ю. Лермонтов)
Гекзаметр — в античном стихосложении: шестистопный дактиль с цезурой посередине, в русском переводе: сочетание дактиля с хореем — дольник.
Гнев, богиня, воспой Ахиллеса, Пелеева сына… (Гомер)
Амфибрахий — чередование трех слогов с ударением на втором слоге.
Однáжды в студёную зимню ю пóру…
Анапест — чередование трех слогов с ударением на третьем слоге.
На зарé ты её не будú,.. (А. А. Фет)
О, весна́ без конца́ и без кра́ю —
Без конца́ и без кра́ю мечта́!
Узнаю́ тебя, жи́знь! Принима́ю!
И приве́тствую зво́ном щита́!
При анализе размеров следует помнить, что строго система не выдерживается, допускаются отклонения.
Пиррихий — облегченная стопа, в ней нет ударного слога. Такие стопы замедляют ритм стихотворения.
Есть в свéтлости осéнних вечерóв (Ф. И. Тютчев)
Спондей — наличие лишнего ударения в стопе. Добавочное ударение учащает ритм.
Я вúдел вéчер твóй. Óн был прекрáсен!
В первой строчке фрагмента стихотворения Ф. И. Тютчева ямб трудно узнать, так как большинство слогов ударные.
РИТМ И РИФМА. СПОСОБЫ РИФМОВКИ
Мелодия стиха определяется размером, повторами, особой песенной интонацией. Не случайно многие стихотворения стали романсами: «На заре ты ее не буди…» (А.А.Фет), «Я помню время золотое…» (Ф. И. Тютчев). Музыкальность стиха связана с ритмом, т. е. с равномерным повторением каких-либо однородных явлений.
РИТМ — это основа поэтической речи. Он создается не безукоризненным соответствием схеме, а реальным чередованием ударных и безударных слогов, реальным количеством стоп.
Важнейшие факторы ритма — это пиррихий, спондей, длина стиха, разностопность, рифма, слово.
Длина стиха:
«Не знáй печáли» (2-стопный ямб).
«Любил и я в былые годы» (4-стопный ямб).
«Проселочным путем люблю скакать в телеге» (6-стопный ямб).
«Мчатся тучи, вьются тучи» (4-стопный хорей).
«Выхожу один я на дорогу» (5-стопный хорей).
Стихи одного размера, но с разным количеством стоп воспринимаются по-разному.
Разностопность.
В одном стихотворении могут быть стихи разной длины.
С Богом, в дальнюю дорогу!
Путь найдешь ты, слава Богу.
Светит месяц; ночь ясна,
Чарка выпита до дна… — равностопный хорей.
Мы друг друга любим, — что ж нам в том с тобою
Любим и страдаем всякий час.
Боремся напрасно мы с своей судьбою,
Нет на свете радостей для нас. — полноударный разностопный хорей.
Чередование стихов разной длины должно быть упорядоченным, чтобы стихотворение было ритмичным.
РИФМА как фактор ритма важна, потому что:
- фиксирует окончание стиха и сигнализирует о паузе;
- создает упорядоченность благодаря повторениям через интервал.
Воспринимающий стихотворную речь человек находится в ожидании рифмы. Если рифма в каком-либо стихе отсутствует, происходит сбой ритма.
Рифма — это и ритмический, и композиционный, и смысловой элемент. Являясь звуковым повтором, она сближает по смыслу рифмующиеся слова, либо изменяет их первоначальный смысл. Рифма скрепляет разные стихи.
Рифма бывает:
— мужская открытая (данá- осужденá), мужская закрытая (убегáл - екáл), женская (могúла — изменúла), дактилическая (пáлубе — жáлобе), гипердактилическая (пáлевая- отчáливая);
Женская рифма - Ударение на предпоследнем слоге: дрожали.
Дактилическая рифма - Ударение на третьем слоге от конца: похаживал.
Мужская рифма - Ударение на последнем слоге: костёр.
Гипердактилическая - Ударение на четвертом слоге от конца: прислушиваться.
Открытая рифма - Оканчивается гласным звуком: молва.
Закрытая рифма - Оканчивается согласным звуком: простор
- точная (оврагом — глагом, властью — страстью, птица -клубится, убого — строго), неточная (милый - силой), приблизительная (поговорку — пятеркой);
- достаточная (голубочек- дружочек), богатая (стих- затих, творили покорили, дыханье - колыханье);
- равносложная (подруга — досуга), неравносложная (пороки — строки), усеченная (дрожало — жалом);
- составная (где вы — девы, я ли- бежали);
- корневая (годы — годный, робкий — коробка);
- внутренняя:
Быстро дни недели пролетели,
Протекли меж пальцев как вода,
Потому что есть среди недели
Хитрое колесико — среда… С. Маршак
Белые бивни бьют в ют… Н. Асеев
Рифма может быть оценена как
- банальная (розы — морозы, любовь - кровь);
- оригинальная (генеральный — подальше, гитары — Гюль-, Евгений — впечатлений, Бей — Булатом — братом);
- неожиданная (треф-лев, хорошо — карандаша);
- эффективная (Боклъ — бинокль, действий – фарисействе, хжи — рубежи).
В стиховедении приняты следующие обозначения рифмовки: аа (т. е. повтор строчной буквы) — мужская рифма; АА (повтор прописной буквы) — женская рифма; А’А’ — дактилическая рифма; А»А» — гипердактилическая рифма.
По положению в строфе
Охватная опоясывающая рифма абба
Природа — сфинкс. И тем она верней
Своим искусом губит человека,
Что, может статься, никакой от века
Загадки нет и не было у ней. Ф. И. Тютчев
Смежная рифма аабб
Чистая дева, скорбящая мать,
Душу проникла твоя благодать.
Неба царица, не в блеске лучей —
В тихом предстань сновидении ей! А. А. Фет
Перекрестная рифма абаб
И вот сентябрь! и вечер года к нам
Подходит. На поля и горы
Уже мороз бросает по утрам
Свои сребристые узоры. Е. А. Баратынский
АНАЛИЗ СТРОФИКИ
Строфика создает членение стихотворного текста. Каждая строфа — группа стихов, которая обозначена графически (межстрочным пробелом). Различаются строфы по количеству строк и способу рифмовки: терцет (трёхстишье), катрен (четырёхстишье), пятистишие, шестистишие (секстет), семистишие ( септима), восьмистишие (октава), нона, триолет, рондо, терцин, сонет, одическая строфа (девятистишие), одиннадцатистишие (лермонтовская строка), четырнадцатистишие (онегинская строфа) и т.д.
ОНЕГИНСКАЯ СТРОФА — строфа из 14 строк с определенной системой рифмовки, примененная А. С. Пушкиным в «Евгении Онегине» Общая схема рифмовки: АбАбВВггДееДжж (заглавной буквой обозначены женские рифмы, строчной — мужские), размер — 4-стопный ямб. Например:
1. Всегда скромна, всегда послушна, А
2. Всегда как утро весела, б
3. Как жизнь поэта простодушна, А
4. Как поцелуй любви мила, б
5. Глаза как небо голубые; В
6. Улыбка, локоны льняные, В
7. Движенья, голос, легкий стан г
8. Все в Ольге… но любой роман г
9. Возьмите и найдете, верно, Д
10. Ее портрет: он очень мил, е
11. Я прежде сам его любил, е
12. Но надоел он мне безмерно. Д
13. Позвольте мне, читатель мой, ж
14. Заняться старшею сестрой. ж
|