Четверг, 02.05.2024, 00:00
Приветствую Вас Гость | RSS

Словесник

Меню сайта
Время жизни сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Методический кейс

Главная » Файлы » Русская литература » Правила [ Добавить материал ]

Метрико-ритмический анализ.
21.05.2016, 17:49

Метрико-ритмический анализ.

Системы стихосложения

Силлабическое стихосложение — система, основанная на соизмеримости стихов по числу слогов. В русской поэзии утвердилась в XVII веке и просуществовала вплоть до реформы Тредиаковского — Ломоносова (1735—1743).

Что так смутен, дружок мой? Щеки вдруг опали, (13 слогов)

Бледен, и глаза красны, как бы ночь не спали. (13 слогов) А. Кантемир

Тоническое стихосложение — система, основанная на одинаковом (или примерно одинаковом) количестве ударных слогов в стихе при произвольном чередовании безударных. Встречается в фольклорных текстах, в стихах, стилизованных под народную поэзию («Сказка о попе и работнике его Балде» А. С. Пушкина, «Песня про купца Калашникова» М.Ю.Лермонтова), в поэзии XX века у В. Маяковского, М. Цветаевой и др.

Имя твоё — птица в руке,

Имя твоё — льдинка на языке.

Одно-единственное движенье губ.

Имя твоё — пять букв. М. Цветаева

Силлабо-тоническое стихосложение — система, основанная на упорядоченном расположении ударных и безударных слогов в стихе. В русской поэзии утверждается со второй трети XVIII века, господствует в поэзии XIX века. Регулярно повторяющееся в стихе сочетание ударного слога с одним или двумя безударными называется стопой. Например: двустопный хорей, четырёхстопный ямб, шестистопный дактиль, пятистопный амфибрахий. В строке может быть от двух до шести стоп, другие случаи редки.

РАЗМЕРЫ силлабо-тонического стиха

Размер- метрическая схема, упорядоченное сочетание ударных и безударных слогов.

ДВУСЛОЖНЫЕ РАЗМЕРЫ.

Хорей — чередование двух слогов с ударением на первом слоге:

Мчáтся тýчи, вьются тýчи; (А. С. Пушкин)

Ямб — чередование двух слогов с ударением на втором слоге:

Морóз и сóлн це; дéнь чудéс ный (А. С. Пушкин)

Это самый распространенный, излюбленный размер в русской поэзии.

Вольный хорей и вольный ямб — разностопные размеры, допускающие разное количество стоп в строке (басни И. А. Крылова, комедия А. С. Грибоедова «Горе от ума»).

ТРЕХСЛОЖНЫЕ РАЗМЕРЫ.

Дактиль — чередование трех слогов с ударением на первом слоге.

Тýчи не бéсные, вéчные стрáнники! (М. Ю. Лермонтов)

Гекзаметр — в античном стихосложении: шестистопный дактиль с цезурой посередине, в русском переводе: сочетание дактиля с хореем — дольник.

Гнев, богиня, воспой Ахиллеса, Пелеева сына… (Гомер)

Амфибрахий — чередование трех слогов с ударением на втором слоге.

Однáжды в студёную зимню ю пóру…

Анапест — чередование трех слогов с ударением на третьем слоге.

На зарé ты её не будú,.. (А. А. Фет)

О, весна́ без конца́ и без кра́ю —
Без конца́ и без кра́ю мечта́!
Узнаю́ тебя, жи́знь! Принима́ю!
И приве́тствую зво́ном щита́!

При анализе размеров следует помнить, что строго система не выдерживается, допускаются отклонения.

Пиррихий — облегченная стопа, в ней нет ударного слога. Такие стопы замедляют ритм стихотворения.

Есть в свéтлости осéнних вечерóв (Ф. И. Тютчев)

Спондей — наличие лишнего ударения в стопе. Добавочное ударение учащает ритм.

Я вúдел вéчер твóй. Óн был прекрáсен!

В первой строчке фрагмента стихотворения Ф. И. Тютчева ямб трудно узнать, так как большинство слогов ударные.

РИТМ И РИФМА. СПОСОБЫ РИФМОВКИ

Мелодия стиха определяется размером, повторами, особой песенной интонацией. Не случайно многие стихотворения стали романсами: «На заре ты ее не буди…» (А.А.Фет), «Я помню время золотое…» (Ф. И. Тютчев). Музыкальность стиха связана с ритмом, т. е. с равномерным повторением каких-либо однородных явлений.

РИТМ — это основа поэтической речи. Он создается не безукоризненным соответствием схеме, а реальным чередованием ударных и безударных слогов, реальным количеством стоп.

Важнейшие факторы ритма — это пиррихий, спондей, длина стиха, разностопность, рифма, слово.

Длина стиха:

«Не знáй печáли» (2-стопный ямб).

«Любил и я в былые годы» (4-стопный ямб).

«Проселочным путем люблю скакать в телеге» (6-стопный ямб).

«Мчатся тучи, вьются тучи» (4-стопный хорей).

«Выхожу один я на дорогу» (5-стопный хорей).

Стихи одного размера, но с разным количеством стоп воспринимаются по-разному.

Разностопность.

В одном стихотворении могут быть стихи разной длины.

С Богом, в дальнюю дорогу!

Путь найдешь ты, слава Богу.

Светит месяц; ночь ясна,

Чарка выпита до дна… — равностопный хорей.

Мы друг друга любим, — что ж нам в том с тобою

Любим и страдаем всякий час.

Боремся напрасно мы с своей судьбою,

Нет на свете радостей для нас. — полноударный разностопный хорей.

Чередование стихов разной длины должно быть упорядоченным, чтобы стихотворение было ритмичным.

РИФМА как фактор ритма важна, потому что:

- фиксирует окончание стиха и сигнализирует о паузе;

- создает упорядоченность благодаря повторениям через интервал.

Воспринимающий стихотворную речь человек находится в ожидании рифмы. Если рифма в каком-либо стихе отсутствует, происходит сбой ритма.

Рифма — это и ритмический, и композиционный, и смысловой элемент. Являясь звуковым повтором, она сближает по смыслу рифмующиеся слова, либо изменяет их первоначальный смысл. Рифма скрепляет разные стихи.

Рифма бывает:

— мужская открытая (данá- осужденá), мужская закрытая (убегáл - екáл), женская (могúла — изменúла), дактилическая (пáлубе — жáлобе), гипердактилическая (пáлевая- отчáливая);
Женская рифма   -    Ударение на предпоследнем слоге: дрожали.

Дактилическая рифма  -  Ударение на третьем слоге от конца: похаживал.

Мужская рифма  -  Ударение на последнем слоге: костёр.

Гипердактилическая -  Ударение на четвертом слоге от конца: прислушиваться.

Открытая рифма -  Оканчивается гласным звуком: молва.

Закрытая рифма -  Оканчивается согласным звуком: простор

- точная (оврагом — глагом, властью — страстью, птица -клубится, убого — строго), неточная (милый - силой), приблизительная (поговорку — пятеркой);

- достаточная (голубочек- дружочек), богатая (стих- затих, творили покорили, дыханье - колыханье);

- равносложная (подруга — досуга), неравносложная (пороки — строки), усеченная (дрожало — жалом);

- составная (где вы — девы, я ли- бежали);

- корневая (годы — годный, робкий — коробка);

- внутренняя:

Быстро дни недели пролетели,

Протекли меж пальцев как вода,

Потому что есть среди недели

Хитрое колесико — среда… С. Маршак

Белые бивни бьют в ют… Н. Асеев

Рифма может быть оценена как

- банальная (розы — морозы, любовь - кровь);

- оригинальная (генеральный — подальше, гитары — Гюль-, Евгений — впечатлений, Бей — Булатом — братом);

- неожиданная (треф-лев, хорошо — карандаша);

- эффективная (Боклъ — бинокль, действий – фарисействе, хжи — рубежи).

В стиховедении приняты следующие обозначения рифмовки: аа (т. е. повтор строчной буквы) — мужская рифма; АА (повтор прописной буквы) — женская рифма; А’А’ — дактилическая рифма; А»А» — гипердактилическая рифма.

По положению в строфе

Охватная опоясывающая рифма абба

Природа — сфинкс. И тем она верней

Своим искусом губит человека,

Что, может статься, никакой от века

Загадки нет и не было у ней. Ф. И. Тютчев

Смежная рифма аабб

Чистая дева, скорбящая мать,

Душу проникла твоя благодать.

Неба царица, не в блеске лучей —

В тихом предстань сновидении ей! А. А. Фет

Перекрестная рифма абаб

И вот сентябрь! и вечер года к нам

Подходит. На поля и горы

Уже мороз бросает по утрам

Свои сребристые узоры. Е. А. Баратынский

АНАЛИЗ СТРОФИКИ

Строфика создает членение стихотворного текста. Каждая строфа — группа стихов, которая обозначена графически (межстрочным пробелом). Различаются строфы по количеству строк и способу рифмовки: терцет (трёхстишье), катрен (четырёхстишье), пятистишие, шестистишие (секстет), семистишие ( септима), восьмистишие (октава), нона, триолет, рондо, терцин, сонет, одическая строфа (девятистишие), одиннадцатистишие (лермонтовская строка), четырнадцатистишие (онегинская строфа) и т.д.

ОНЕГИНСКАЯ СТРОФА — строфа из 14 строк с определенной системой рифмовки, примененная А. С. Пушкиным в «Евгении Онегине» Общая схема рифмовки: АбАбВВггДееДжж (заглавной буквой обозначены женские рифмы, строчной — мужские), размер — 4-стопный ямб. Например:

1. Всегда скромна, всегда послушна, А

2. Всегда как утро весела, б

3. Как жизнь поэта простодушна, А

4. Как поцелуй любви мила, б

5. Глаза как небо голубые; В

6. Улыбка, локоны льняные, В

7. Движенья, голос, легкий стан г

8. Все в Ольге… но любой роман г

9. Возьмите и найдете, верно, Д

10. Ее портрет: он очень мил, е

11. Я прежде сам его любил, е

12. Но надоел он мне безмерно. Д

13. Позвольте мне, читатель мой, ж

14. Заняться старшею сестрой. ж

Категория: Правила | Добавил: panova
Просмотров: 5087 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии и видеть ссылки на материалы могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Вход на сайт
Поиск