Термин «литература постмодернизма» описывает характерные черты литературы второй половины XX века (фрагментарность, ирония, чёрный юмор и т. д.), а также реакцию на идеи Просвещения, присущие модернистской литературе.
Постмодернизм в литературе, как и постмодернизм в целом, с трудом поддается определению — нет однозначного мнения относительно точных признаков феномена, его границ и значимости. Но, как и в случае с другими стилями в искусстве, литературу постмодернизма можно описать, сравнивая её с предшествующим стилем.
Нижеследующая таблица заимствована из работы американского теоретика И. Хассана "Культура постмодернизма" (1985 г.).
Модернизм |
Постмодернизм |
Романтизм, символизм |
Бессмыслица |
Форма (последовательная, завершенная) |
Антиформа (прерывистая, открытая) |
Целенаправленность |
Игра |
Замысел |
Случайность |
Иерархия |
Анархия |
Мастерство / логос |
Усталость / молчание |
Законченное произведение искусства |
Процесс /перформанс/ хэппенинг |
Дистанция |
Соучастие |
Творчество / синтез |
Разложение / деконструкция |
Присутствие |
Отсутствие |
Центрирование |
Рассеивание |
Жанр / границы |
Текст / интертекст |
Семантика |
Риторика |
Парадигма |
Синтагма |
Метафора |
Метонимия |
Отбор |
Комбинирование |
Обозначаемое |
Обозначающее |
Первые примеры постмодернизма в литературе
Уже в 1969 году была опубликована статья под названием «Пересекайте границы, засыпайте рвы», которая в данном отношении оказалась знаковой. Автором этой нашумевшей статьи был Лесли Фидлер, известный литературовед. В этой статье ярко можно было видеть весь пафос совмещения языка массовой литературы с языком модернизма. Оба совершенно разных полюса совместили и сблизили друг с другом для того, чтобы появилась возможность стереть границы между беллетристикой, которую презирали эстеты, и литературой элитарной и модернистской.
Идеи постструктуралистов из Франции, мигрировавшие в то время в США, не только позволили намного лучше понять все процессы, возникающие в искусстве США, но и добавили новые импульсы к дискуссиям, касающихся постмодернизма.
Основные черты постмодернизма в литературе
Большинство исследователей считает, что при постмодернизме возникло искусственное разрушение традиционных взглядов и представлений о законченности, стройности, целостности всех эстетических систем. Появились также первые попытки выделения главных признаков постмодернизма:
-пристрастие цитатного соединения несовместимого;
-размытость бинарных и слишком жестких оппозиций;
-гибридизация разных жанров, которая порождает мутантные новые формы;
-ироническая переоценка многих ценностей, деканонизация большинства условностей и канонов;
-стирание личности;
-игра в тексты, игры метаязыковые, театрализация текстов;
-переосмысление истории человеческой культуры и интертекстуальность;
-освоение Хаоса в игровой манере;
-плюрализм стилей, моделей и культурных языков;
-организация текстов в двух- или многоуровневом варианте, адаптированном одновременно для массового и элитарного читателя;
-явление «смерти автора» и авторской маски;
-множественность точек зрения и смыслов;
-незавершенность, открытость конструкциям, асистематичность принципиальная;
-прием «двойного кодирования».
|