Четверг, 09.04.2020, 20:00
Приветствую Вас Гость | RSS

Словесник

Меню сайта
Время жизни сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Методический кейс

Главная » Файлы » Русская литература » Разработки уроков [ Добавить материал ]

10 класс. "Анна Каренина" Л. Толстой
[ · Перейти по ссылке () ] 27.03.2016, 16:54

Русская классическая литература через призму киноискусства. Экранизация произведений разных жанров

Занятие 1.Знакомство с романом. Анализ эпизода

1.     Проверка домашнего задания.

Слова учителяСегодня мы с вами начинаем проходить роман Л. Н. Толстого «Анна Каренина» (презентация уже открыта на экране — слайд 1). Вы должны были прочитать кусочек из учебника, посвящённый этому роману [следует отметить, что речь может идти о любом учебнике, так как этот роман представлен относительно одинаково (достаточно кратко — как дополнительный материал) во всех учебниках литературы: роман о «мысли семейной»], и сам роман. Я догадываюсь, что вы прочитали его не полностью.  
          Хорошо, понравился ли вам роман?

А кто из героев запомнился вам больше всего?

Какими вы представляете себе героев романа?

Какие чувства вы испытываете к героям романа (к Анне, к Алексею Александровичу Каренину, к Вронскому, к Левину, к Китти, к Долли, к Стиве…)?

2.              Введение в тему. Установка на восприятие романа и на анализ эпизода.

        Я надеюсь, что в процессе нашей с вами работы вы заинтересуетесь и вам захочется прочитать это великое произведение. Я думаю, что вы обратили внимание на актуальность этого романа со времён его написания и по сей день. Огромное количество экранизаций, интерпретаций этого романа, исследовательских трудов существует сегодня, да и образ Анны Карениной важен в современном мире. Все так или иначе слышали это имя. Почему же этот роман так любим и так актуален? Посмотрите на слайд [слайд 2]. Конечно, надо сказать о массовом восприятии этого романа — вот цитата из книги «3500 кинорецензий»: «“Анна Каренина” — самое экранизируемое произведение Льва Толстого, не только у нас, но и во всём мире. Оно и понятно: в основе лежит мелодрама, типичный адюльтер, история любви и измены, семейного счастья-несчастья» [цит. по: Энциклопедия отечественного кино]. Конечно, вы, как умные образованные люди, понимаете, что это достаточно поверхностный взгляд на роман так же, как и шуточная эпиграмма Некрасова:
 
Толстой нам доказал с уменьем и талантом, 
Что женщине не следует гулять 
Ни с камер-юнкером, ни с флигель-адъютантом, 
Когда она жена и мать.
 
        Однако действительно — это роман о вечном: о любви-страсти, о любви милосердной, о любви семейной, о любви материнской; о духовных поисках, о столкновении разных точек зрения, о сложности выбора и принятия судьбоносных решений, о жизни — о жизни такой, какая она есть. Эти темы всегда волнуют человека, любого человека, и сегодня — так же, как и 100, 200, 300 лет назад. Как вы уже поняли из статьи учебника, этот роман Л. Н. Толстой написал как роман о «мысли семейной». Вопрос романа: в чём счастье и несчастье семейной (личной) жизни людей? Как бы вы сами ответили на этот вопрос?

 

— Как мы видим, счастье представлено в романе линией Константина Левина, а несчастье — линией Анны, которая, можно предположить, и является главной героиней романа, хотя многие исследователи считают, что обе линии равнозначны в романе. Но прежде, чем перейти к разговору о романе непосредственно, давайте с вами  посмотрим на еще одну причину актуальности романа: «эффект жизнеподобия» романа, о котором пишет О. В. Сливицкая [Сливицкая 2004] — это очень интересная работа, поэтому рекомендую вам прочитать ее. По замыслу автора, «Анна Каренина» выражает жизнь «со всей невыразимой сложностью всего живого» и поэтому вызывает у читателя «бесчисленное множество мыслей, представлений и объяснений». К. Леонтьев однозначно говорит: «Тот, кто изучает “Анну Каренину”, изучает самое жизнь» [цит. по: Сливицкая 2004]. Как писал В. Набоков, при чтении этого романа «у нас то и дело возникает ощущение, будто роман Толстого сам себя пишет и воспроизводит себя из себя же, из собственной плоти, а не рождается под пером живого человека» [Набоков 2001]. Этим объясняется и многозначность восприятия этого романа. О нем можно сказать то же, что Андрей Белый говорил о романе-эпопее «Война и мир»: «Четыре раза с величайшей внимательностью вчитывался я в “Войну и мир”. Передо мной — четыре друг на друга не похожих романа “Война и мир”» [цит. по: Сливицкая 2004]. Безусловно, многозначность восприятия — это органическое свойство произведений искусства в целом. Как любил повторять сам Лев Николаевич, «Книги имеют судьбы в головах читателей», но в случае конкретно этого романа можно, на мой взгляд, говорить о многозначности его восприятия как о специфическом качестве. Если в «Войне и мире» есть какая-то определенность хотя бы в оценке героев, то в «Анне Карениной» нет даже такой определенности. «Оценка главных героев и ситуаций у читателей не просто не совпадает, а часто бывает противоположна прямо диаметрально. А от этого зависит и понимание всей концепции романа в целом» [Сливицкая 2004]. Как вы думаете, кто в романе является определенно положительным, а кто — определенно отрицательным героем?

— Вы сами убедились в том, что мнения не совпадают — насколько различны ваши восприятия! Например, если в романе «Война и мир» мы точно можем отнести Наташу и Николая  Ростовых, Пьера Безухова, Андрея и Марью Болконских к числу положительных героев, а Элен Курагину, например, — к числу отрицательных персонажей, то в романе «Анна Каренина» отношение к самой Анне, к Вронскому, к Алексею Каренину, к Стиве, к Долли, к Левину и Кити может быть действительно как положительным и сочувственным, так и отрицательным, причём и та, и другая точки зрения имеют право на существование.

— Давайте теперь поговорим о романе и о «мысли семейной». В те времена в обществе было принято заключать браки по расчёту, а не по любви, разводы же были не приняты, поэтому измены не были редкостью — они были обычны, более того — даже престижны. Вспомните, что мать Вронского рада тому факту, что у ее сына роман с такой блестящей светской дамой, как Анна, которая достойно прожила в браке с мужем — Алексеем Александровичем Карениным — 6 лет и имеет сына Серёжу. НО вся трагедия разворачивается именно потому, что между Анной и Вронским зарождается настоящая Любовь, Страсть — с большой буквы, иначе быть и не может: Анна обладает чувством собственного достоинства (вспомним гордо поднятую голову Анны — важная деталь в образе), и она есть сама жизнь! Другое дело, что и плата за любовь оказывается высокой, однако судить Анну никто не в праве, кроме Бога (вспомним эпиграф к роману: «Мне отмщение, и аз воздам»). После встречи с Вронским, после его признания Анна противится рассудком возникшему чувству, но сердце ее побеждает. «…Я поняла, что не могу больше себя обманывать, что я живая, что я не виновата, что бог меня сделал такою, что мне нужно любить и жить», — думает Анна. Честность, правдивость, неспособность к обману неизбежно приводят героиню к сложному конфликту с мужем и светским обществом. Что еще вы можете сказать об Анне?
М. Врубель. Свидание Анны с сыном
Михаил Врубель. Свидание Анны с сыном        
          — Ребята, давайте теперь обратимся к образу Алексея Александровича Каренина — мужа Анны. Ясно и прямо описывая всю сложность переживаний и мучений Каренина, Толстой одновременно подробно анализирует отношение героя к семье, к жене и его поступки. Уже находясь в преклонном возрасте, Каренин встречает Анну, которая на 20 лет моложе его. «Он сделал предложение и отдал жене все то чувство, на которое был способен». Построив «обстановку счастья», вошедшую в привычку, Алексей Александрович внезапно понял, что всё «нелогичным» образом разрушилось. Толстой описывает Каренина как человека, безмятежно прошедшего по мосту и неожиданно обнаружившего, «что этот мост разобрали и что там пучина». Пучина — это и есть сама жизнь, которой так боится Каренин и которая выражается полностью в образе Анны, а мост — это та самая построенная искусственная, ненастоящая жизнь, прожитая Алексеем Александровичем. Естественные, живые чувства герой расценивает по правилам, понятиям и нормам, установленным государством, обществом и церковью. Что еще вы можете сказать об Алексее Александровиче?

Окунева Ольга. Анна и Алексей Александрович Каренин

Анализ эпизода.

[слайд 3] Откройте эпизод романа, в котором Л. Н. Толстой описывает мысли Каренина после того, как герой заметил «неприличное поведение» Анны, с точки зрения общества, и его стало это беспокоить. Это VIII глава II части романа. Сейчас мы вместе с вами проанализируем этот эпизод, который откроет нам многое в понимании образов Каренина, Анны и всего романа в целом, так как все детали великого произведения равноценны, в любом эпизоде раскрывается всё произведение. Вы сейчас увидите это на практике. Давайте прочитаем начало главы, чтобы понять, о чём идёт речь, до слов «Он, не раздеваясь, ходил своим ровным шагом…» — у вас в распечатках отмечено это место (предполагается, что либо один ученик выразительно читает вслух эпизод, либо несколько учеников по цепочке).

        — Начнём мы с вами анализ с композиции эпизода — по горизонтали и по вертикали. Посмотрите на таблички, которые я раздала вам [см. Приложение №1]: в первой колонке вы видите комнаты, по которым проходит Каренин, размышляя о сложившейся ситуации, вторая — «Интерьер, свет», — третья — «Мысли Алексея Александровича», — и четвёртая — «Кто он в этой комнате? (роль Каренина)» — колонки не заполнены. Сейчас прочитайте эпизод хождения по комнатам размышляющего Алексея Александровича — до отмеченной границы. Читайте внимательно и заполняйте параллельно таблицу — выпишите в каждую колонку соответствующие небольшие цитаты — слова, словосочетания. 
 
 

Комната

Интерьер, свет

Мысли А.А.Каренина

Кто  он?(роль)

Столовая

«Звучный паркет»,

«освещённая одной лампой»

«Необходимо решить и прекратить и высказать свой взгляд и решение»

!Он отвечает!

Хозяин дома,

глава семьи

Гостиная

Тёмная, ковёр, «свет [как отразится мнение света!]отражался на большом, недавно сделанном портрете его, висевшем над диваном» - доказательство того, что он достойный член общества

«что же? Какое решение?» — и не находит ответа, так как не знает, как общество на это отреагирует.

?

Член общества

«Её кабинет»

2 свечи (символ души), «портреты её родных и приятельниц», «безделушки её письменного стола»

«Что же случилось? Ничего»,

«Ревновать — унижать себя и её»

Это диалог между им и Анной — потом она ответит ему этими же словами

Гость

Спальня

Дверь

Он не заходит туда, так как не хочет понимать: он нелюбимый муж! — защитный механизм

Муж

 
           — Так, ребята, давайте теперь проверим. Что у вас получилось в строке таблицы «Столовая»?
 
         — Хорошо! Таким образом, делаем вывод о том, что Алексей Александрович в столовой является хозяином дома, главой семьи, поэтому он отвечает за сложившуюся ситуацию, понимает, что необходимо принять решение. Посмотрите на слайд [слайд 4] — это моя таблица. Предлагаю вам сравнить ваши выводы с моими. А что же он чувствует в гостиной? Что вы записали в таблицу?
 
        — Так, хорошо, здесь Каренин чувствует себя уже в первую очередь членом общества, т. е. ему важно, как отреагирует свет на происходящее, и теперь уже он не находит ответа и сомневается. Интересно меняются мысли Алексея Александровича, когда он заходит в кабинет Анны (причём он не называет её по имени). Давайте посмотрим. Что у вас получилось?
 
— Хорошо, т. е. получается, что, заходя в комнату Анны, Каренин начинает вести с ней диалог: «Что же случилось? Ничего» — Анна ответит ему потом теми же словами. И он чувствует себя в её комнате гостем. А в спальне мы видим только дверь — Алексей Александрович не заходит туда, хотя в спальне его роль — это роль мужа. Почему же он не заходит? Как вы считаете?
 

— Да, верно. Это психология: он не заходит в эту дверь, так как не хочет понимать, что он не любимый муж — срабатывает защитный механизм.

— Молодцы! А теперь давайте обратимся к лексическому уровню анализа этого эпизода. Разделите в своей тетрадке страницу на 2 колонки: 1-ая колонка будет называться «Алексей Александрович», а вторая — соответственно «Анна». Выпишите из этого эпизода все слова, выражения, словосочетания, характеризующие интеллектуальную и эмоциональную сферу Анны и Алексея Александровича.

         — Так, теперь давайте проверим, что у вас получилось. Варя, читай, пожалуйста, колонку Алексея Александровича.
 
         — Хорошо. Посмотрите на слайд [слайд 5] — то, что выписала я. Получается, что у Алексея Александровича, если мы посчитаем, сфера эмоций преобладает над интеллектом, как это ни странно, а жизни, как таковой, нет вообще. Значит делаем вывод о том, что Алексей Каренин отгораживается от жизни: жить и чувствовать ему ужасно страшно! Что же у нас с Анной? Прочитайте, что у вас выписано.
         — Так, хорошо. Смотрите, получается, что у Анны все сферы уравновешенны. Давайте теперь посмотрим на морфологический уровень анализа — найдите в распечатках, в тексте, предложение, которое вы видите на слайде [слайд 6]. У нас получается, что между им и ей стоит слово безделушки, что даёт нам право сделать вывод о том, что и Анна для Алексея Александровича является «безделушкой». Обратите внимание на то, как влияет морфология на смысл текста — 2 местоимения ему и её, окружающие слово безделушки, открывают нам отношение героя к героине.

— И посмотрите теперь на фонетический уровень анализа. Казалось бы, что могут значить звуки? — а оказывается, что они значат очень многое: фонетический состав слов открывает нам эмоциональное состояние героя — можно сделать очень интересные наблюдения, если быть внимательным. Посмотрите на слайд [слайд 7]: слова РЕВновать и тРЕВога, встречающиеся в характеристике Алексея Александровича в этом эпизоде, позволяют нам заметить его состояние: страх героя, неуверенность, крик души.

— Хорошо. А как теперь изменилось ваше отношение к героям? Как вы думаете, исходя из результатов сегодняшнего анализа, каковы отношения Каренина и Анны и почему Анна уходит от Алексея Александровича?

4.                Подведение итогов урока и домашнее задание.

Таким образом, ребята, мы с вами начали знакомство с романом Л. Н. Толстого «Анна Каренина», попробовали выявить причины актуальности этого романа и провели анализ эпизода, который показал нам полную картину семейной жизни Анны и Алексея Александровича Карениных, характеры и чувства героев, их жизнь, открыл нам их отношения и причину, по которой Анна дала волю чувствам. Мы с вами анализировали эпизод на композиционном, лексическом, морфологическом и фонетическом уровнях. Вашим домашним заданием будет написать сочинение «Анализ эпизода» и посмотреть экранизацию «Анна Каренина» режиссёра Александра Зархи (с Татьяной Самойловой в главной роли). 

Перейдя по ссылке, просмотрите следующие занятия курса.

Категория: Разработки уроков | Добавил: panova
Просмотров: 3581 | Загрузок: 265 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии и видеть ссылки на материалы могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Вход на сайт
Поиск