Четверг, 09.04.2020, 19:59
Приветствую Вас Гость | RSS

Словесник

Меню сайта
Время жизни сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Методический кейс

Главная » Файлы » Русская литература » Разработки уроков [ Добавить материал ]

10 класс. Творческий путь и духовные искания Л.Н.Толстого
[ · Перейти по ссылке () ] 27.03.2016, 16:51

Творческий путь и духовные искания Л.Н.Толстого

Даты

Произведения                        

Направление духовных и творческих поисков писателя

                      I этап. «Жизнь творца и счастливого человека»

1852

1854

1857

 

 

 

 

 

 

 

«Детство»

«Отрочество»

«Юность»

 

 

 

 

 

 

 

Автобиографическая трилогия.

Изображая становление человеческой личности в непосредственных связях с жизнью, Толстой стремится осмыслить поведение человека в свете определенных моральных норм, показывает противоречивость внутреннего мира человека, который стремится утвердиться в обществе и одновременно остаться независимым.

Черты таланта:

- интерес к внутреннему  миру человека, изображение диалектики души;

- беспощадная правдивость в изображении душевных противоречий;

- поиски нравственного кодекса, правил поведения.

1855

 

 

 

«Севастопольские рассказы»

 

 

 

Реалистическое изображение войны и психологического состояния человека на войне. «Герой моей повести… – правда».

Впервые возникает обобщенный образ народа.

1856-

1860

«Утро помещика»

«Люцерн»

Столкновение помещичьей и крестьянской психологии.

1863

«Казаки»

Конфликт между дворянством и народом. Природа и человек, живущий по законам природы, - высшая ценность.

Стремление к простоте и естественности.

1862-

1869

 

 

 

 

Роман-эпопея

«Война и мир»

 

 

 

 

Изображение истории народа и роли отдельной личности в ней. «Настоящая жизнь» должна совпадать с интересами простых людей. Определение критериев ценности человеческой личности:

- отношение к родине, народу, природе;

- способность к самоанализу;

- глубина переживаний;

- нравственные искания.

1873-

1877

Роман

«Анна Каренина»

Отражение проблем современной эпохи. Ощущение кризиса, грядущих катастроф, поиски выхода.

Начало душевного кризиса: «Жизнь остановилась и стала жуткой.

Вывод. Шестнадцатилетний период жизни Л.Толстого от женитьбы до окончания двух романов – единственный период в жизни писателя, когда он жил в мире с собой и своей работой. 10 лет плодотворного творчества принесли ему мировую славу, он в четыре раза увеличивает свое состояние, воспитывает детей и расширяет дом. Он не копается в себе, а изучает мир. «Я не копаюсь в своем положении и в своих семейных отношениях. Это состояние дает мне ужасно много умственного простора». Именно тогда, когда во внешней жизни Толстой достиг всего, начинается его духовный кризис.        

                                         II этап. Духовный кризис.

                          «Жизнь остановилась и стала жуткой».

80-е –

90-е

годы

«Исповедь»

 

«Я жил дурно». Переоценка ценностей, уход от  искусства, обращение к религии, отказ от собственности, стремление к народной жизни. Призыв к уничтожению зла и насилия без применения силы.

1887-

1886

 

1890

 

1890-

1898

1889-

1899

«Власть тьмы»

«Смерть Ивана Ильича»

«Дьявол»

 

«Отец Сергий»

 

Роман «Воскресенье»

Противопоставление жизни народа и жизни господ. Толстой выносит обвинение миру, построенному на угнетении, калечащему вечную природу человека.

 

 

 

 

 

 

1890

1903

1904

«Живой труп»

«После бала»

«Хаджи-Мурат»

Утверждает личную нравственную ответственность человека за свои слова и поступки, за несовершенство мира.

Стараясь следовать своему учению, отчуждается от семьи, уходит из Ясной Поляны.

Вывод. Тридцать лет, от пятидесятого года до конца своих дней, Толстой жил в поисках смысла жизни и познания ее, в борьбе за непостижимое. Он поставил задачу – спасти этой борьбой не только себя, но и все человечество.

«То, что он взялся за эту задачу, заставляет причислить его к лику героев, пожалуй, даже святых. То, что он изнемог под ее тяжестью, делает его самым человечным из людей». (Стефан Цвейг)

Категория: Разработки уроков | Добавил: panova
Просмотров: 1630 | Загрузок: 506 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии и видеть ссылки на материалы могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Вход на сайт
Поиск