Даты
|
Произведения
|
Направление духовных и творческих поисков писателя
|
I этап. «Жизнь творца и счастливого человека»
|
1852
1854
1857
|
«Детство»
«Отрочество»
«Юность»
|
Автобиографическая трилогия.
Изображая становление человеческой личности в непосредственных связях с жизнью, Толстой стремится осмыслить поведение человека в свете определенных моральных норм, показывает противоречивость внутреннего мира человека, который стремится утвердиться в обществе и одновременно остаться независимым.
Черты таланта:
- интерес к внутреннему миру человека, изображение диалектики души;
- беспощадная правдивость в изображении душевных противоречий;
- поиски нравственного кодекса, правил поведения.
|
1855
|
«Севастопольские рассказы»
|
Реалистическое изображение войны и психологического состояния человека на войне. «Герой моей повести… – правда».
Впервые возникает обобщенный образ народа.
|
1856-
1860
|
«Утро помещика»
«Люцерн»
|
Столкновение помещичьей и крестьянской психологии.
|
1863
|
«Казаки»
|
Конфликт между дворянством и народом. Природа и человек, живущий по законам природы, - высшая ценность.
Стремление к простоте и естественности.
|
1862-
1869
|
Роман-эпопея
«Война и мир»
|
Изображение истории народа и роли отдельной личности в ней. «Настоящая жизнь» должна совпадать с интересами простых людей. Определение критериев ценности человеческой личности:
- отношение к родине, народу, природе;
- способность к самоанализу;
- глубина переживаний;
- нравственные искания.
|
1873-
1877
|
Роман
«Анна Каренина»
|
Отражение проблем современной эпохи. Ощущение кризиса, грядущих катастроф, поиски выхода.
Начало душевного кризиса: «Жизнь остановилась и стала жуткой.
|
Вывод. Шестнадцатилетний период жизни Л.Толстого от женитьбы до окончания двух романов – единственный период в жизни писателя, когда он жил в мире с собой и своей работой. 10 лет плодотворного творчества принесли ему мировую славу, он в четыре раза увеличивает свое состояние, воспитывает детей и расширяет дом. Он не копается в себе, а изучает мир. «Я не копаюсь в своем положении и в своих семейных отношениях. Это состояние дает мне ужасно много умственного простора». Именно тогда, когда во внешней жизни Толстой достиг всего, начинается его духовный кризис.
|
II этап. Духовный кризис.
«Жизнь остановилась и стала жуткой».
|
80-е –
90-е
годы
|
«Исповедь»
|
«Я жил дурно». Переоценка ценностей, уход от искусства, обращение к религии, отказ от собственности, стремление к народной жизни. Призыв к уничтожению зла и насилия без применения силы.
|
1887-
1886
1890
1890-
1898
1889-
1899
|
«Власть тьмы»
«Смерть Ивана Ильича»
«Дьявол»
«Отец Сергий»
Роман «Воскресенье»
|
Противопоставление жизни народа и жизни господ. Толстой выносит обвинение миру, построенному на угнетении, калечащему вечную природу человека.
|
1890
1903
1904
|
«Живой труп»
«После бала»
«Хаджи-Мурат»
|
Утверждает личную нравственную ответственность человека за свои слова и поступки, за несовершенство мира.
Стараясь следовать своему учению, отчуждается от семьи, уходит из Ясной Поляны.
|
Вывод. Тридцать лет, от пятидесятого года до конца своих дней, Толстой жил в поисках смысла жизни и познания ее, в борьбе за непостижимое. Он поставил задачу – спасти этой борьбой не только себя, но и все человечество.
«То, что он взялся за эту задачу, заставляет причислить его к лику героев, пожалуй, даже святых. То, что он изнемог под ее тяжестью, делает его самым человечным из людей». (Стефан Цвейг)
|