Суббота, 20.04.2024, 05:10
Приветствую Вас Гость | RSS

Словесник

Меню сайта
Время жизни сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Методический кейс

Главная » Файлы » Русская литература » Разработки уроков [ Добавить материал ]

6 класс. Календарно – обрядовые песни
27.03.2016, 16:27

Мастерская ценностных ориентаций «Посиделки. Песни круглый год» в 6 классе.
Тема урока:  Красота и мудрость русских обрядов. «Песни круглый год».  
                     
Цели:
Продолжить знакомство учащихся с календарно – обрядовой поэзией; сделать наблюдение над художественными особенностями песен, показать красоту и мудрость обрядовой поэзии; показать, что народная поэзия – источник вдохновения для писателей и композиторов; продолжить знакомство с ролью масок в народном театре.
Развивать творческие способности учащихся, формировать умение сопоставительного анализа текста.
Воспитывать чувство национальной гордости, любовь  к своим традициям.
Оборудование: различные поделки, имеющие обрядовое значение: обереги, игрушки из соломы, дерева и т.п.; костюмы учащихся, чучело Масленицы, блины, птички из теста. Фрагмент из Пятой симфонии П.И.Чайковского «Во поле березонька стояла…»; словарь В.И. Даля, диск – приложение МР-3 к учебнику литературы под ред. Коровиной В.Я.
Методические приемы: исполнение песен, инсценирование, сравнительный анализ, словарная работа, игровые моменты.
                       Ход урока
Беседа по вопросам:
- Какой фольклор называется обрядовым?
-Какие вы знаете календарно – обрядовые песни?
-Почему они так называются?
 II.  Работа в группах
ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ОБРЯДОВ:
Каждая группа представляет определенный обряд.
1.Рождественский обряд – Коляды. 
Ученики ходят по классу и поют под музыкальное сопровождение с диска – приложения к учебнику литературы:
                        Коляда, коляда!
                        Подавай пирога,                
                        Блин да лепешку
                        В заднее окошко.
                        Новый год пришел,
                        Старый угнал,
                        Себя показал!
                        Ходи, народ,
                        Солнышко встречать,
                        Мороз прогонять!
Учащиеся несут на шесте звезду, девочки одеты в пестрые платки, на головах мальчиков – шапки.  Один в вывороченном тулупе и в маске.
                        Не дашь пирога –
                        Мы корову за рога!
                        Не дашь кишку-
                        Мы свинью за виску,
                        Не дашь блинка –
                        Мы хозяина в пинка!
Началу года придавалось особенное значение: как встретишь Новый год, так и весь год проведешь. Такое поверье распространено и сейчас. Поэтому старались, чтобы стол был обильным, люди веселыми, все желали друг другу счастья и удачи.
- В чем же смысл Коляды? (Колядование начиналось в канун Рождества, 6 января. Колядованием назывались праздничные обходы домов с пением песен-колядок, в которых славились хозяева и содержались пожелания хорошего урожая, богатства и т.д. Колядовала в основном молодежь и детишки. Веселая компания несла на шесте звезду, символизирующую Вифлеемскую звезду и очень похожую на языческое солнце. Возле домов пели песни. Среди колядовщиков обязательно были ряженые – в вывороченных тулупах, масках. Коляда приучала к добрососедству, хлебосольству и, конечно же, стимулировала творчество людей.)
-В чем связь Коляды с язычеством? (Маски  ряженых, гадание на Рождество.)
- Сопоставление фольклора и литературных произведений:
          «Ночь перед Рождеством» Н.В. Гоголя;
           «Раз в крещенский вечерок…» Жуковского;
           Отрывок из «Евгения Онегина» А.С. Пушкина.
-Чем похожи литературные варианты на фольклорные, а чем отличаются? (Литературная обработка народных песен делает их еще ритмичнее, выразительнее.)
 2.     Масленица
 

Учащиеся обходят класс с чучелом Масленицы, которое затем символически закапывают. Девочки угощают всех блинами. Поют песенку:
                        Синицы, синицы,
                        Принесите по спице! 
                        Канарейки, канарейки,
                        Принесите по швейке!
                        Четочки, чечеточки,
                        Принесите по щеточке!
                        Тогда, утки, 
                        Дудите в дудки,
                        Тараканы –
                        В барабаны!
-Какие стихи напоминает эта веснянка? («Тараканище» К.И. Чуковского.)
-В чем связь Масленицы с язычеством? (Масленица праздновалась на последней неделе перед Великим постом. Встречу и проводы Масленицы отмечали весело, гостеприимно, с ряжеными, обильным застольем. Каждый день масленицы имеет своё название:
                понедельник – встреча,
                вторник – заигрыши,
                среда – лакомка,
                четверг – широкий четверг,
                пятница – тещины вечерки,
                суббота – золовкины посиделки,
                воскресенье – проводы.
Для проводов сооружалось большое чучело Масленицы, его с песнями носили на древке, а затем обычно сжигали или закапывали (хоронили). Это прямая связь с язычеством: в дохристианские времена в это же время праздновались проводы зимы; чучело Масленицы – атрибут язычества.)
3.Сороки

Учащиеся обходят класс, дарят каждой группе фигурку жаворонка из теста и поют:
                Жаворонки, прилетите,
                Красно лето принесите!
                Нам зима-то надоела,
                Весь уж хлебушек поела,
                Веретенца переломала,
                На поветки перекидала!
-В чем смысл сороков? (Сороки всегда приходятся на время Великого поста (22 марта). В это день всегда пекут из постного теста фигурки птичек и кликают весну. Во время строгого поста этот праздник – отдушина, повод для скромного веселья.)
Троица. Лето приводило за собой свои праздники и открывалось широким праздником Троицы. Он совпадал с расцветом природы в начале лета. Дома украшали ветками березы, ходили с веточками по деревне, плели из них венки, гадали на них, водили хороводы.
Выходят ученики с песенкой «Во поле березонька стояла…(Если возможно, послушаем ее обработку в Пятой симфонии П.И.Чайковского.)
- Как вы думаете, что привлекало выдающихся русских писателей, композиторов в обрядовой поэзии? (Обрядовые песни очень поэтичны, музыкальны, напевны, богаты образами, в них заложена простая мудрость жизни.)
 5. Осенние песни
- В чем особенность осенних песен? (Они связаны со сбором урожая. Окончив жатву, с последним снопом труженики торжественно шли домой, распевая песни.)
Читаем выразительно осенние песни, помещенные в учебнике, слушаем аудиозапись.
Словарная работа: проясним непонятные слова. Что такое жито, толокно, лапти, серп, сноп? Воспользуемся словарем В.И. Даля.
III.Обобщение
-В чем состоит красота и мудрость русских обрядов? (Они приучают к добрососедству, стимулируют творческие способности, являются «отдушиной» после тяжелого крестьянского труда. Обряды впитали в себя все национальное, присущее только русскому народу: причудливое слияние христианства и язычества придает особую прелесть народным праздникам.)
IV. Домашнее задание: Напишите сочинение на тему «В чем красота и мудрость русских обрядов?»

Категория: Разработки уроков | Добавил: panova
Просмотров: 2686 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии и видеть ссылки на материалы могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Вход на сайт
Поиск