Воскресение, 29.03.2020, 08:40
Приветствую Вас Гость | RSS

Словесник

Меню сайта
Время жизни сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Методический кейс

Главная » Файлы » Русская литература » Разработки уроков [ Добавить материал ]

8 клас. Внеклассное чтение. «Я была тогда с моим народом…» А.Ахматова.
27.03.2016, 16:33

Внеклассное чтение  (после изучения творчества Сапфо)
«Я была тогда с моим народом…»  (О жизни и творчестве Анны Ахматовой)

Цели урока: Ознакомить учащихся с личностью поэтессы, 
                        своеобразием её поэтического наследия;
                        развивать умения анализировать созданные
                        автором образы, культурологического анализа, 
                        вырабатывать навыки аналитического мышления, 
                        самостоятельного анализа поэтического текста и                        
                        исследования творчества поэта.
                        Пробудить интерес к личности и поэзии Ахматовой,  
                        способствовать воспитанию гуманистического отношения 
                        к культурному наследию человечества,
                       прививать школьникам изысканный эстетический вкус. 
   
    Оборудование урока: репродукции портретов А.А.Ахматовой 
                                            работы Альтмана, Петрова-Водкина, 
                                            Анненкова, Модильяни, музыка Шопена, 
                                            Шостаковича - любимых композиторов
                                            Ахматовой,  выставка изданий поэтесы
Тип урока: урок-исследование, урок культурологического анализа
Запись на доске:
Фолиант – толстая старинная книга большого формата.
Месса – католическая церковная служба.
Апокалипсис – христианская церковная книга, содержащая пророчество о конце мира.
    Перечень сборников А.Ахматовой:
     1912 г. – «Вечер»
     1914 г. – «Чётки»
     1916 г. – «Белая стая»
     1921 г. – «Подорожник»
     1922 г. – «Anno Domini»
     1945 г. – «Тростник»

По ходу урока на доске заполняем таблицу о своеобразии поэзии А.Ахматовой:

Тема

Пафос

Стиль

неразделённая трагическая любовь

гражданственность

простота

тема поэта и поэзии

патриотизм

правдивость

тема Пушкина

искренность

точный образ

осуждение войны

сопричастность к судьбе страны и народа

чёткость мыслей и выражений

судьба Родины и народа

 

экономия выразительных средств

 

 

                                                 

 

 

 

 

 

 

 

            Я – голос ваш, жар вашего дыханья, 
            Я – отраженье вашего лица…
            И может быть, поэзия сама – 
            одна  великолепная цитата.
                                          Анна Ахматова
    

    Ход урока
1.Оргмомент (цели и задачи урока).
2.Вступительное слово учителя. (Читает наизусть).

                                                  

Узкий, нерусский стан –
Над фолиантами.
Шаль из турецких стран
Пала, как мантия.

Вас передашь одной
Ломаной чёткой линией.
Холод – в веселье, зной –
В вашем унынии.

Вся ваша жизнь – озноб.
И завершится – чем она?
Облачный – тёмен – лоб
Юного демона.

Каждого из земных
Вам заиграть – безделица!
И безоружный стих
В сердце нам целится.

В утренний сонный час,
- Кажется, четверть пятого, -
Я полюбила Вас,
                      Анна Ахматова. (11 февр., 1915г.)
      Это стихотворение М.Цветаевой посвящено Анне Ахматовой. В нём есть и точное описание портрета Ахматовой, и сложный, противоречивый характер, и предчувствие нелёгкой судьбы, и оценка её поэзии, и признание её творчества. Сегодня речь пойдёт о личности Ахматовой и о своеобразии её поэтического наследия. Хотелось бы, чтобы вы верно определили для себя значение поэзии Ахматовой, потому что принято называть её стихи чисто женскими, только о любви, но это далеко не так.
      В Петербурге в многоэтажном доме на Таврической улице в квартире поэта Вяч. Иванова в круглой угловой комнате под названием «Башня» по средам собирались поэты и читали стихи…(Инсценировка)
      Один из таких декабрьских  вечеров1911 года. Николай Степанович Гумилёв, муж Анны Ахматовой, признанный поэт, и Анна Ахматова в гостиной Вяч. Иванова. (Входит ученица, играющая роль Ахматовой и садится за стол.                                                                                             
Молодой поэт:
- Кто эта женщина?
Другой поэт:
- Анна Ахматова, жена Гумилёва. (Ехидно). Она «тоже пишет».
Молодой поэт:
- Её нельзя не заметить! Она очень обаятельна!
Другой поэт:
- Вы думаете? Впрочем, она, кажется, не лишена способностей. Ещё барышней она писала: 
                                                        И для кого эти бледные губы
    Станут смертельной отравой?
    Негр за спиною, надменный и грубый,
    Смотрит лукаво.
Мило, не правда ли? И непонятно, почему Гумилёв так раздражается, когда говорят о его жене как о поэтессе.
Третий поэт:
-Анна Андреевна, вы прочтёте?
(Гумилёв с недовольной гримасой стучит папиросой о портсигар. Остальные снисходительно улыбаются).
Анна Ахматова(тихо):
-Я прочту. (Громче). Я прочту»).
Песня последней встречи
Так беспомощно грудь холодела,
Но шаги мои были легки;
Я на правую руку надела
Перчатку с левой руки;

Показалось, что много ступеней,
А я знала – их только три!
Между клёнов шёпот осенний
Попросил: «Со мною умри:

Я обманут, слышишь, унылой,
Переменчивой, злой судьбой».
Я ответила: «Милый, милый!
И я тоже. Умру с тобой…»

Это песня последней встречи.
Я взглянула на тёмный дом.
Только в спальне горели свечи
Равнодушно-жёлтым огнём.

Молодой поэт:
- Превосходно, не правда ли?
Другой поэт:
- Несерьёзно. Посмотрим, что скажет Вячеслав Иванов!
Третий поэт:
- Вероятно, ничего, так, отметит какую- нибудь техническую особенность.
Вяч. Иванов (встаёт и подходит к А. Ахматовой, целует ей руку):
-Анна Андреевна, поздравляю вас и приветствую. Это стихотворение – событие в русской поэзии.
   1-ый критик: В этом стихотворении лирическая героиня представлена в минуту сильнейшего волнения. Какая сильная, эмоционально-психологическая деталь, подчёркивающая душевное смятение, волнение: «Я на правую руку надела перчатку с левой руки». Звучание стиха напоминает перехваченное дыхание, прерывающийся голос. А как выразительна последняя строка благодаря использованию эпитета: «Только  в спальне горели свечи равнодушно-жёлтым огнём». В коротком стихотворении заключена целая повесть о духовной жизни героини, трагедии последней встречи.
Учитель: Так Анна Андреевна Ахматова (настоящая фамилия – Горенко) прочно вошла в русскую поэзию.
Первые стихотворения Анны Андреевны сразу заставляют говорить о ней как о талантливом художнике, который революционно появляется на русском поэтическом Олимпе
Поэзия Ахматовой  восходит к ещё одному интересному образу в истории культуры человечества.
Прошу обратить внимание на следующий вид - Развалины древнего Парфенона.
- В связи с чем возникает на нашем уроке образ Древней Греции?
- С образом поэтессы Античности Сапфо. Лирика Сапфо  о любви, общении подруг, девичьей красоте. Ввела разные стихотворные размеры. Один из них – «сапфическая строфа».
Чтение наизусть уч-ся стихотворение “Мне ни к чему одические рати...”

Мне ни к чему одические рати
И прелесть элегических затей.
По мне, в стихах всё быть должно некстати,
Не так, как у людей.

Когда б вы знали, из какого сора 
Растут стихи, не ведая стыда,
Как жёлтый одуванчик у забора,
Как лопухи и лебеда.

Сердитый окрик, дёгтя запах свежий,
Таинственная плесень на стене...
И стих уже звучит задорен, нежен,
На радость вам и мне.
                          1914.

- Что сказала о своей позиции в поэзии А. Ахматова?
 - Прошу обратить внимание на ленту времени.VI-VII в.в до н.э.  нач. XX века
Прошли десятки веков, прежде чем в культуре мира, на этот раз – в русской культуре - появилась “вторая великая лирическая поэтесса после Сапфо - Анна Ахматова.
- Что вы знаете о жизни поэтессы?
 Ученик. Она родилась 11 июня 1889 года под Одессой, в селении Большой Фонтан на даче Саракани. Назвали  Анной в честь бабушки, а её мать была чингизидкой, татарской княжной Ахматовой, чью фамилию она сделала своим литературным именем. Ее отец был в то время отставной инженер-механик флота. Годовалым ребёнком она была перевезена на север – в Царское Село. Там  прожила до 16 лет. Ее первые воспоминания – царскосельские.
 Училась я в Царскосельской женской гимназии. Сначала плохо, потом гораздо лучше, но всегда неохотно. Лето проводила под Севастополем, получила прозвище «дикая девочка», потому что ходила босиком, бродила без шляпы, бросалась с лодки в открытое море, купалась во время шторма и загорала до того, что сходила кожа и всем этим шокировала провинциальных севастопольских барышень.
    В 1907 году гимназический курс закончила в Киеве, в Фундуклеевской гимназии. В 1908 г. поступила на  юридический факультет Высших женских курсов в Киеве.
    В 1910 году вышла замуж за Гумилёва
1-ый исследователь:
Первая книга стихов А.Ахматовой «Вечер» вышла в марте 1912 года тиражом 300 зкз. и содержала 46 стихотворений. Сразу же после выхода этого  сборника стихотворений       стало ясно:  в   русской литературе появилась вторая великая лирическая поэтесса  после Сапфо.
 Марина Цветаева так сказала об Ахматовой: «Златоустая Анна Всея Руси…». Иван Бунин в одном из своих акростихов называет ее «алмазной».
Основное место в лирике Ахматовой в этот период занимает любовная тема
( делается запись в таблице). Ученица читает стихотворение «Сероглазый король».
 

Слава, тебе, безысходная боль!
Умер вчера сероглазый король.

Вечер осенний был душен и ал,
Муж мой, вернувшись, спокойно сказал:

«Знаешь, с охоты его принесли,
тело у старого дуба нашли.

Жаль королеву. Такой молодой!..
За ночь одну она стала седой».

Трубку свою на камине нашёл
И на работу ночную ушёл.

Дочку мою я сейчас разбужу,
В серые глазки её погляжу.

А за окном шелестя
«Нет на земле твоего короля…
 
2-ой исследователь: На пёстром и разноречивом фоне поэзия Ахматовой сразу же заняла особое место уравновешенностью тона и чёткостью мыслевыражения (записываем в столбик «Стиль»). Чувствовалось, что у молодого поэта свой голос, своя интонация. В предреволюционную поэзию её лирика вошла свежей струёй искреннего чувства. Верная заветам Пушкина, Ахматова с самого начала творческого пути стремилась к простым и точным образам. В стихотворении о Пушкине – лицеисте всего восемь строк, но и из них образ юного поэта выступает необыкновенно живо (юноша читает стихотворение «Смуглый отрок»):
 
Смуглый отрок бродил по аллеям,
У озёрных грустил берегов,
И столетие мы лелеем
Еле слышный шелест шагов

Иглы сосен густо и колко
Устилают низкие пни…
Здесь лежала его треуголка
И растрёпанный том Парни.
 
1-ый критик: Как удачно выбрано слово «лелеем»! Не «слышим», не «помним», а именно «лелеем», т.е. любовно бережём в своей памяти. Аллеи, озеро, сосны – живые приметы Царскосельского парка. Глубокое раздумье Пушкина передано двумя маленькими деталями: он отбросил от себя недочитанную книгу. Строка «Еле слышный шелест шагов» подбором самих звуков прекрасно передаёт шелест осенней опавшей листвы. Сказать многое в немногом – один из заветов подлинного искусства. Ахматова училась этому у Пушкина, Баратынского, Тютчева, Анненского.
 Одна из особенностей ее художественного мира  – особая значимость художественной детали. Приём говорящей детали (знак глубокого обострения чувств, достигает потрясающей психологической убедительности).
- Выделите такие детали в стихотворении “Песня последней встречи” 

Так беспомощно грудь холодела
Но шаги мои были легки.
Я на правую руку надела
Перчатку с левой руки.

Показалось, что много ступеней,
А я знала — их только три!
Между кленов шепот осенний
Попросил: «Со мною умри!

Я обманут моей унылой,
Переменчивой, злой судьбой».
Я ответила: «Милый, милый!
И я тоже. Умру с тобой...»

Это песня последней встречи.
Я взглянула на тёмный дом.
Только в спальне горели свечи
Равнодушно-жёлтым огнём  1911

(Перчатка; много ступеней, хотя их только три; равнодушно-жёлтые огни свечей).
III. Культурологический анализ стихотворения. Выступление учащегося.
 “Песенка”.
1) Чтение наизусть учащимся.
Я на солнечном восходе
Про любовь пою,
На коленях в огороде
Лебеду полю.
Вырываю и бросаю –
Пусть простит меня.
Вижу, девочка босая
Плачет у плетня.
Страшно мне от звонких воплей
Голоса беды,
Всё сильнее запах тёплый
Мёртвой лебеды
Будет камень вместо хлеба
Мне наградой злой.
Надо мною только небо,
А со мною голос твой
 
 1)Образ лирической героини в стихотворении.
 2)Художественные средства создания образа.
 3)Фольклорно-песенные традиции - характерный приём народной поэзии.
 
Я на солнечном восходе
Про любовь пою,
На коленях в огороде
Лебеду полю.
Вырываю и бросаю –
Пусть простит меня.
 
На первый взгляд, это простая крестьянка. К народной поэтике восходит и смысловой параллелизм-контраст про любовь пою – лебеду полю. Эта стилистическая фигура - смысловой параллелизм-контраст – характерный приём в народной поэзии.                   
-  Как теме, мысли, чувствам автора подчинён размер стиха?
 Беседа “Размеры русского стихосложения”. 
“Двусложные размеры стихосложения. Ямб. Хорей”
“Трёхсложные размеры стихосложения. Дактиль. Амфибрахий. Анапест”
“Дольник”
Дольник - вид стихосложения, когда строки совпадают по количеству ударений, число безударных слогов относительно свободно, сочетания ударных и безударных слогов образуют не “стопы”, а “доли”, “такты”.
   - Как организована поэтическая речь Ахматовой.
б) Давайте определим стихотворный размер произведения.
в) Сопоставление метрической системы Ахматовой и Сапфо. Работа у доски и в тетрадях.
Каким стихотворным размером написана Песенка? Почему? (Дольник - излюбленный размер в фольклоре)
Вывод. Из глубины веков тянется к нам ниточка культурного наследия человечества...
4) Динамика внутреннего состояния лирической героини.
Я на солнечном восходе
Про любовь пою,
На коленях в огороде
Лебеду полю.
Первые 2 стиха – обещают радость, но 3 и 4 строки – картины тяжёлого труда, и мажорная интонация, увы, снимается.
Страшно мне от звонких воплей
Голоса беды,
Всё сильнее запах тёплый
Мёртвой лебеды.
Образ лебеды в фольклорных песнях обычно символизирует тяжёлую, жизнь, голод, бедствия народа, несчастья. У Ахматовой запах лебеды становится знаком тревожного душевного состояния.
Сравнительная степень прилагательного усиливает нарастание напряжения, динамику внутреннего состояния литературного героя. 
Будет камень вместо хлеба
Мне наградой злой.
Надо мною только небо,
А со мною голос твой.
Последние стихи оставляют лирическую героиню наедине с мирозданием – в поэзии это символ идеального мира, это (она была глубоко религиозной поэтессой) ещё и мир Божий.
Ключевой образ последней строфы – “камень вместо хлеба”. Это её “награда злая”. Эта участь предуготована ей (обращаем внимание на глагол в форме будущего времени будет). Не за прополку же огорода! Конечно, это уже другая тема - тема женщины-поэта.
5) Символика звукового фона произведения.
Вначале мы слышим голос крестьянки, она поёт, и в стихотворение входит её голос.
Затем звучит голос плачущей девочки (плачет – глагол довольно нейтральный, можно предположить юношеские переживания, разочарования – то, через что проходит каждый; страшно другое - вопли голоса беды, страшен мотив запаха смерти – этот мотив оттенён резким эпитетом мёртвая по отношению к лебеде. Так голос поэтессы обретает вселенское звучание.
И, наконец, Голос твой - на ты она может обращаться в возлюбленному, и к Музе своей, и к Господу. Конкретный источник отсутствует, и это позволяет увидеть нам надиндивидуальный голос судьбы, голос доли - муки и в национальном, и в мировом масштабе.
Выводы. “Песенка” – программное стихотворение, поэтесса раскрывает суть своей лирической героини, своих творческих устремлений – быть национальным и одновременно всемирным голосом женской доли – муки.
сама заданная ситуация – пение во время работы.
1. «Молюсь оконному лучу» (1909)
(Чтение стихотворения в сопровождении музыки Шопена)
Учитель: Какова тема стихотворения?
    Как передается душевное состояние героини?
    Как передана обстановка в квартире героини? Как называет свой дом     героиня и почему именно так?
    Какова роль луча в передаче настроения лирической героини?
     - Зачем используется противительный союз в стихотворении? Какие еще выразительно-изобразительные средства помогают понять состояние     героини?
(О душевном состоянии героини почти ничего не сказано, только «сердце – пополам». Остальное чудесным образом понятно без объяснений. Простая бытовая вещь, рукомойник, преображается игрой света, солнечного луча и воображением лирической героини в «праздник золотой», и даже «в утешенье». Звонкий слог, цветопись, эпитеты, легкий ритм, простая лексика оттеняют, заговаривают горе. Первое  слово и последняя строка как будто закольцовывают композицию стихотворения, лечат отчаяние.) 
(Чтение стихотворения в сопровождении музыки Шостаковича.
«Сжала руки под черной вуалью» 
 
 «Отчего ты сегодня бледна?»
- Оттого, что я терпкой печалью
 Напоила его допьяна.

Как забуду? Он вышел, шатаясь,
Искривился мучительно рот... 
Я сбежала, перил не касаясь,
 Я бежала за ним до ворот.

Задыхаясь, я крикнула: «Шутка 
Все, что было. Уйдешь, я умру».
Улыбнулся спокойно и жутко
И сказал мне: «Не стой на ветру».

2. Подготовленный анализ стихотворения 

Вот такой величественной, великой, вровень с А. Блоком, первым русским поэтом, стала Ахматова сразу же, без поры ученичества.
Стихи, о которых мы говорили сегодня, относятся к 1911-1914 годам. Ей, уже первой, уже великой, всего – то 22 года, 25 лет.
Но чёрные дни не миновали страну. Всю эту жизнь, этот такой хрупкий мир перечеркнула I мировая война, которая началась19 июля 1914.
Война накладывает отпечаток на всё её творчество, изменяет суть ахматовской Музы: теперь это голос общенациональной скорби, голос вдов, сирот, матерей.
( Ученица читает стихотворение «Молитва») на фоне одноименной мелодии
    Дай мне горькие годы не дуга,
    Задыханья, бессонницу, жар,
    Отыми и ребёнка, и друга,
    И таинственный песенный дар - 
    Так молюсь за твоей литургией
    После стольких томительных дней,
    Чтобы туча над тёмной Россией
    Стала облаком в славе лучей.
Поэт ощущает эти минуты народного бедствия как перелом в своей личной судьбе. Тревога  в лирике Ахматовой рождена чувством истинного патриотизма, которое в дальнейшем становится одним из основных мотивов ахматовского творчества. (делается запись в тетради). Любовь к Родине никогда не отделялась у неё от мыслей о судьбах народа. Она твёрдо знала, что в эти исторические дни надо быть на родной земле, со своим народом, а не искать спасения за рубежом. И в этом она сходна с Блоком.  А. Ахматова утверждала, что Блок — «трагический тенор эпохи».  В стихотворении "Девушка пела в церковном хоре…” А. Блок раскрывает мир во всей его противоречивости.
 
Девушка пела в церковном хоре
О всех усталых в чужом краю,
О всех кораблях, ушедших в море,
О всех, забывших радость свою.
Так пел её голос, летящий в купол,
И луч сиял на белом плече,
И каждый из мрака смотрел и слушал,
Как белое платье пело в луче.
И всем казалось, что радость будет,
Что в тихой заводи все корабли,
Что на чужбине усталые люди
Светлую жизнь себе обрели.
И голос был сладок, и луч был тонок,
И только высоко, у царских врат,
Причастный тайнам, — плакал Ребёнок
О том, что никто не придёт назад.
А. Блок             (август, 1905)

 С одной стороны, мы видим святость молитвы и великую скорбь. С другой, люди способны на такое кровавое и жестокое действо, как война. И это противоречие невозможно разрешить, его можно лишь охватить единым взглядом. Поэт показал двойственное отношение  к миру. Мир поэта  жесток, трагичен, безмузыкален, неизвестен.  И мужество Блока заключается в том, что он идет в этот мир, а не отворачивается от него, не прячется. Недаром современники называли Блока поэтом «бесстрашной искренности». Назад, в мир иллюзий, мир покоя и славы,  для него дороги больше нет. И если придется утратить музыку прежнего мира, он готов к этому, чтобы постичь новую музыку, которая должна быть по эту, реальную сторону  двоемирия.  И Блок, и Ахматова готовы к трагическим испытаниям. А вы готовы к жизненным испытаниям?
Любовь к Родине УАхматовой никогда не отделялась у неё от мыслей о судьбах народа. Она твёрдо знала, что в эти исторические дни надо быть на родной земле, со своим народом, а не искать спасения за рубежом.
                                                       
В стихотворении «Клятва», написанном в июле 1941 года гордо звучали слова: 
    Мы детям клянёмся, клянёмся могилам,
    Что нас покориться никто не заставит.
Учитель: В заключение хотелось бы предложить послушать это стихотворение в исполнении самого автора. Это живой голос самой Ахматовой, дошедший  до нас  спустя более полувека!
(Звучит магнитофонная запись стихотворения «Мужество» в исполнении А.Ахматовой).
 В неразрывности личной судьбы и судьбы народа и страны заключено истинное величие той любви к человеку и окружающему миру, которая звучит в стихах Анны Ахматовой:
     Я была тогда с моим народом,
    Там, где мой народ, к несчастью, был.    
Вывод.Таким образом, поэзия Ахматовой не только исповедь влюблённой женщины, это прежде всего исповедь человека, живущего всеми бедами, болями и страстями своего времени и своей земли:                 
    Я – голос ваш, жар вашего дыханья,
    Я – отраженье вашего лица.
    Напрасных крыл напрасны трепетанья -  
    Ведь всё равно я с вами до конца.
VI. Обобщение изученного
Беседа
Учитель: - Кто повлиял на Ахматову как поэтессу?
    -Какие исторические события нашли отражение в творчестве     Ахматовой?
    -Какова лирическая героиня ранней лирики Ахматовой?
    -Определите основные черты  лирики поэтессы.

                                              
VI. Домашнее задание (на выбор учащихся)
1. Я приглашаю вас в «Читальный зал».  Ответьте на вопросы домашнего задания. 
Прокомментируйте высказывание Ахматовой, которое вы уже прочитали в нашем «Читальном зале»: «Лирические стихи – лучшая броня, лучшее прикрытие. Там себя не выдашь». Что имеет в виду Ахматова под «броней», «прикрытием»? Как это выражается в ее стихотворениях?
2. Ответьте на вопрос: «Почему Ахматова в поздние годы не любила, когда отдавалось предпочтение ее ранней лирике?». Определите темы поздней лирики и особенности лирической героини этого периода.
 3.Напишите сочинение  «Мои размышления над  стихами Ахматовой …» 

Категория: Разработки уроков | Добавил: panova
Просмотров: 934 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии и видеть ссылки на материалы могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Вход на сайт
Поиск