Пятниця, 26.04.2024, 05:29
Приветствую Вас Гость | RSS

Словесник

Меню сайта
Время жизни сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Методический кейс

Главная » Файлы » Русский язык » Развитие речи [ Добавить материал ]

Как написать рецензию
29.03.2017, 19:27

Как написать рецензию

«Залог успеха,
Соль удачи —
Трудолюбивое терпенье.
А без терпенья мало значат
И озаренье
И уменье…»
Л.Татьяничева

«Дружеский сонет»
(посвящается рецензенту, который примет эту шутку на свой счет)
Друг мой, вот тебе совет:
Если хочешь жить на свете
Сколь возможно больше лет
В мире, здравье и совете -
Свежим воздухом дыши
Без особенных претензий;
Если глуп — так не пиши,
А особенно рецензий.
B. C. Курочкин

Рецензия – это критическое сочинение, письменный разбор, содержащий краткий анализ и оценку литературного произведения компетентным человеком (рецензентом). 

Задача рецензента – оценить произведение, его достоинства и недостатки, что обусловливает высокие требования к автору рецензии. Большое значение имеет объективность рецензии, справедливость оценки ее предмета. Это не означает, что рецензент лишен права на свою позицию в отношении к рассматриваемому произведению, он лишается права лишь на односторонность, на явную пристрастность в оценке. 

Стремление к объективности рецензии определяет и особенности ее стиля. Ему противопоказана излишняя эмоциональность, использование острой лексики, грубых сравнений и т.п. Объективность рецензии обеспечивается ее доказательностью. Автору рецензии необходимо обосновывать свое отношение к ее предмету, и здесь аргументами служат факты – цитаты из литературного произведения, указание на стиль, форму, лексику, рифму т.д. 

Виды рецензий 

1) Развернутая аннотация - в ней раскрывается содержание произведения, особенности композиции; 

2) Небольшая критическая или публицистическая статья (часто полемического характера) - в ней рассматриваемое произведение является поводом для обсуждения актуальных общественных или литературных проблем; 

3) Эссе - в большей степени лирическое размышление автора рецензии, навеянное чтением произведения, чем его истолкование; 

4) Авторецензия - излагается взгляд автора на свое произведение; 

5) Обзор (обозрение) - рецензия, включающая несколько художественных произведений, объединенных по тематическому, сюжетному, хронологическому или другому признаку. 

Уровни рецензий: 

1. Рецензия одного произведения вне связи с творчеством писателя; 
2. Рецензия произведения в контексте творчества писателя; 
3. Рецензия произведения в контексте литературного процесса эпохи. 

Рецензия первого уровня даёт возможность оценить своеобразие конкретного литературного произведения, выявить его достоинства и недостатки. 
Рецензия второго уровня позволяет проследить рост мастерства писателя, изменение его художественной манеры, осмыслить творческие искания на определенном этапе его литературной деятельности. 
Рецензия третьего уровня позволяет увидеть самобытность писателя в освоении и разрешении актуальных тем и проблем эпохи, выявить традиционное и новаторское в его творчестве, оценить место писателя в литературном процессе. 

План написания рецензии

Рецензия на литературное произведение может включать следующие компоненты: 
1. Библиографическое описание произведения (автор, название, год выпуска) и краткий (в одном-двух предложениях) пересказ его содержания; 
2. Непосредственный отклик на произведение литературы (отзыв-впечатление); 
3. Критический разбор или комплексный анализ текста: 
— смысл названия; 
— анализ его формы и содержания; 
— особенности композиции; 
— мастерство автора в изображении героев; 
— индивидуальный стиль писателя. 
4. Аргументированная оценка произведения и личные размышления автора рецензии: 
— основная мысль рецензии; 
— актуальность тематики произведения. 

Советы как писать рецензию

• В рецензии следует рассматривать качество написания художественного произведения - занимательность сюжета, соответствие речи автора и героев жанру произведения; 
• На всём протяжении тон изложения авторской речи должен быть однородным - он может быть назидательным, познавательным, весёлым; 
• В рецензии обязательно надо отметить все грамматические ошибки - это пойдёт на пользу автору; 
• Обязательно следует отметить удачи и художественные находки автора - это стимулирует автора к работе над новыми произведениями; 
• В рецензии можно отражать чувства рецензента, вызванные прочтением произведения; 
• Излагайте подробно и обосновано. Рецензия - не комментарий, где можно написать: «Обожаю!», «Это пять», «Отлично!» и т.п.; 
• Рецензия не должна содержать ненормативную лексику, призывать к насилию, распрям. 

Типичные ошибки в написании рецензии

• Подмена анализа и интерпретации произведения пересказом; 
• Подмена рецензии комментарием или отзывом; 
• Отсутствие аргументации; 
• Фамильярное именование автора произведения по имени-отчеству; 
• «Оригинальничанье» в ущерб содержанию и логике работы; 
• Неясность позиции рецензента; 
• Перегруженность рецензии второстепенными деталями (в частности, биографическими и историческими сведениями, которые не становятся опорными точками анализа произведения); 
• Преобладание в анализе произведения идейно-тематических характеристик текста в ущерб вниманию к его эстетической стороне; 
• Неграмотное или формальное использование понятий теории литературы, литературоведческих терминов.

Категория: Развитие речи | Добавил: panova
Просмотров: 939 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии и видеть ссылки на материалы могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Вход на сайт
Поиск