Среда, 24.04.2024, 09:28
Приветствую Вас Гость | RSS

Словесник

Меню сайта
Время жизни сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Методический кейс

Главная » Файлы » Русский язык » Развитие речи [ Добавить материал ]

Критическая статья по картине.
25.01.2016, 11:23

Как написать критическую статью?
Представьте, что перед вами картина, и вам надо по поводу нее что-то сказать. Конечно, вы можете спрятаться в кусты и скромно заявить: «Я не профессионал, тут надо многое знать, иметь искусствоведческое образование и т.д.» Однако все это отговорки. Картины говорят к каждому человеку, и каждый человек, если потрудится, может понять то, что они говорят.

Современное искусство давно перешагнуло грань, отделяющую духовный мир от физического, чувственного мира. Во многом оно стало сверхчувственным. Это уже не тот старый милый нашему сердцу реализм, где все было видно сразу – и березки, и сосенки, и избушки - и не приходилось ломать голову и догадываться, что здесь изображено и что художник хотел этим сказать. Искусство стало намного разнообразнее и сложнее, оно выдвигает новые современные требования к нашему восприятию. А восприятие отстает от искусства! И приходится его развивать. Время от времени приходится устраивать себе такое упражнение: останавливаться перед картиной и думать: Что же я могу по поводу нее сочинить?

Сначала кажется, что ничего. И это нормальное состояние. Только тот человек становится критиком, который проходил через это мало приятное ощущение, когда он не может выдавить по поводу картины даже двух слов. И что же делать в таком случае?

ПЕРВОЕ:
Сначала надо мысленно описать то, что мы видим. Надо просто найти на картине ту женщину, и большую спелую красную грушу, и еще два непонятных образования растительно-животного происхождения между лицом женщины и грушей, и черный фон, и цвета и формы всех перечисленных объектов. Надо беспристрастно, как следователь, констатировать все детали: и ее странный нос, и извилины на лице, и форму подбородка, и почернение в месте надкуса груши и т.д. Необходимо какое-то время задержать свое внимание на рассматривании картины, иначе невозможно выполнить последующие стадии.

ВТОРОЕ: 
Теперь начинаем перечислять все мысли, которые приходят в голову по поводу картины и ассоциированные с тем, что мы увидели
. Например, что женщина хочет грушу скушать, что два непонятных образования это либо кожура от груши, либо раздавленная внутренность груши, что на картине намеренно искажены цвета, чтобы она стала неузнаваемой, что художник просто лил краску на холст и создавал в ней причудливые разводы, а потом придал некоторым объектам знакомые очертания. Заметим также, что объекты выходят за пределы холста и что выглядит это все, как фрагмент. И так далее в том же духе. Сами эти мысли не имеют никакой ценности, и их не следует нести в статью. Однако надо обязательно продумать все приходящие в голову мысли, чтобы затем избавиться от них и отстранитьпрочь, как не имеющие отношения к делу. А потом перейти к третьей стадии.

ТРЕТЬЕ:
Далее, когда мы опустошили свой ум от всех ассоциативных мыслей, начинаем собирать все чувства, связанные с картиной.
Нравится она нам или нет? Имеет ли она право на существование в нашем восприятии? Можем ли мы жить с данным сочетанием форм и цвета или чувствуем отвращение к ним? Да, безусловно можем и чувствуем цветовую гармонию, тепло и даже жар, исходящие от картины. Именно такой фон, именно такого рода образования здесь и нужны! Без них – если изобразить только женщину и грушу – было бы пусто и неинтересно. Мы также спросим себя: можем ли мы повесить эту картину у себя дома? Будем ли мы бесконечно наслаждаться ею, или она нам быстро надоест? Аппетитная она или нет? Можем ли мы полюбить такое мироощущение?

ЧЕТВЕРТОЕ:
После того, как мы задали себе все эти вопросы и получили ответы, начинается самое главное. Теперь надо сесть за стол и писать ЧТО-ТО СВОЕ, то есть то, что вы сами хотите сказать, ваши собственные идеи, которые вы хотите вынести в мир. Если же вы будете писать только то, что почерпнули из картины на первой, второй и третьей стадии, то статья выйдет нудной и неинтересной. Любой искусствовед скажет вам, что это фигня, субъективный лепет необразованного в живописи профана. Поэтому надо писать свое – о чем вы прекрасно знаете и за что отвечаете.

- Однако, - спросите вы, - как же относиться к этому «своему»? Как мои собственные независимые идеи могут быть связаны с картиной?
Оказывается, могут. Собственно, картина и ждет от вас, что вы посмотрите на нее и скажете что-то свое. Однако это «свое» есть на самом деле то, что хочет вам рассказать картина. Весь секрет состоит в том, что идейное содержание, заложенное в картине, приходит изнутри, через ваши собственные мысли, а не через глаза. Пока вы не окрепли, как критик, вы еще не верите в объективность своего мышления и можете порой отвергнуть просящуюся в душу идею, как не относящуюся к делу. Надо просто хорошо выспаться и со свежей головой вернуться к картине. Тогда вы почувствуете, что ваша идея исходит от нее. Это собственно и есть духовное видение.

И что же в данном случае говорит нам картина? 
Очень просто! 
Груша внизу картины - это есть ПЕРВАЯ стадия восприятия, когда вы просто рассматриваете предмет.
Темное образование растительного происхождения, которое как кожура слезает с груши, - это ВТОРАЯ стадия, когда вы отслаиваете от предмета все ассоциированные с ним мысли.
Другое образование напротив лица женщины – это ТРЕТЬЯ стадия восприятия, ваши чувства по поводу предмета.
И женщина сверху – это вы сами со своей идеей, которую вы и внесете в статью.
Стало быть, художник изобразил в этой постмодернисткой работе сам процесс духовного восприятия предмета (груши), проходящий через четыре последовательные стадии.
Действительно так – женщина хочет скушать грушу! Но поворот головы в сторону от груши говорит, что здесь иное, что она ест грушу не прямом, а в духовном смысле.

Категория: Развитие речи | Добавил: panova
Просмотров: 820 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии и видеть ссылки на материалы могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Вход на сайт
Поиск