Пятниця, 10.04.2020, 08:53
Приветствую Вас Гость | RSS

Словесник

Меню сайта
Время жизни сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Методический кейс

Главная » Файлы » Русский язык » Развитие речи [ Добавить материал ]

Материал для сочинений. Помощь для ГИА
[ · Перейти по ссылке () ] 28.05.2016, 15:43

Роль науки в современной жизни

В романе "Отцы и дети" И.С.Тургенев, создавая образ демократа - разночинца шестидесятых годов девятнадцатого века, обратил внимание на такие его реальные и весьма характерные черты, как увлечение естественными науками и материализмом. Именно в эту эпоху появились выдающиеся русские естествоиспытатели: физиолог И.М. Сеченов, химики А.М. Бутлеров и Д.И. Менделеев, медики С.П. Боткин и И.И. Мечников. И. Тургенев, зная об их жизни и деятельности, многие черты этих талантливых учёных запечатлел в Базарове.
Евгений Базаров, главный герой романа, - враг отвлечённой науки, оторванной от жизни. Он ратует за науку прикладную, за конкретные ремёсла, которые могли бы быть усвоены народом. Он, труженик науки, неутомим в своих экспериментах, всецело поглощён любимой профессией.
Тургенев наделил своего героя любовью к точным наукам и к труду, огромной силой воли и способностью  оказывать влияние на окружающих, показал его ненависть к косности и рутине.
В повести М.А. Булгакова "Собачье сердце" со всей очевидностью выясняется, что в жизни даже чисто научные, лабораторные эксперименты, которые проводит профессор Преображенский, никак не смогут остаться под контролем учёных мужей. Уже первыми достижениями научного гения завладевают наиболее прыткие и невежественные социальные элементы (председатель  домкома Швондер с товарищами).
Попытки любой ценой получить грандиозный эффект, произведя на свет "нового человека" Шарикова, терпят полный провал. Но беда не в учёных. По мнению писателя, именно человек науки даёт высокий пример общественного поведения. Теряя независимость, комфорт, возможность заниматься любимой работой, оказываясь в гибельном положении, профессор Преображенский остаётся  духовно несломленным.
Булгаков не против науки или прогресса - он против экспериментирования на людях, против невежества, против наступления на культуру и здравый смысл. Писатель видит в этом насилие над природой. И вот общественница Вяземская превращается в аномальное явление : "юношу - девушку" из свиты Швондера, а дворняга Шарик - в исключительную мразь : душителя и доносчика Шарикова. 
Известный русский писатель Д.А. Гранин  закончил политехнический институт, учился в аспирантуре, был увлечен исследовательской работой, трудился на Кировском заводе, восстанавливал кабельную сеть, где столкнулся с необходимостью решения дотоле нерешенных вопросов энергетики. Именно поэтому роман "Искатели", принесший писателю широкое признание, направлен против догматизма в науке, в обоснование исторической необходимости общественной инициативы, творчества, новаций.
Андрей Лобанов – искатель в науке, человек трудной судьбы. Но в любых, даже тяжких, условиях верен своему идеалу. И в этом обретает он высокий смысл  жизни. Антиподом Лобанова является Потапенко, который, несмотря на, по его глубокому убеждению, способность делать карьеру, побеждён, оказывается подлецом. А ведь и он знает своё дело, неглуп, одарён.

Гражданственность и патриотизм

Проблема предательства как духовного поражения человека

             М. Булгаков в романе «Мастер и Маргарита» поднимает проблему предательства как духовного поражения человека. Его герой, прокуратор Иудеи Понтий Пилат, отдает приказ о казни бродячего философа Га-Ноцри Иешуа, хотя и не находит в его действиях состава преступления. Философ лишь критиковал великого кесаря. В душе Пилата борются два начала – доброе и злое. Побеждает палач, предавая Иешуа страшной казни и погибая при этом как личность. Содеянное мучит Пилата, заставляя признаться: «Предательство – самый страшный грех человека». А предал Пилат свои убеждения и человека, ставшего ему близким.
            Предательство существует столько, сколько живет человек с его слабостями и недостатками. На путь предательства вступает герой повести В. Быкова «Сотников». Партизан Рыбак, попав в плен к немцам и стремясь спасти жизнь, предает отряд, а также людей, которые ему помогали выжить. А главное – он предает друга Сотникова, согласившись участвовать в его казни. Преступив истинно человеческое, вымолив себе жизнь ценой предательства, Рыбак достоин презрения.

Человек  как представитель нации.   Проблема национального менталитета
 
Менталитет – склад ума; мироощущение, мировосприятие; психология
 
        1. Принципиальная ментальная идея для национального характера русских – «душа всего дороже». Известный русский философ И.Ильин отмечал: «Русская  душа, прежде всего есть дитя чувства и созерцания. Любовь и созерцание при этом свободны,  как свободно пространство, свободна равнина, – вот почему русский нуждается в свободе и ценит ее как воздух для легких, как простор для движения. Русская культура построена на чувстве и сердце, на созерцании, на свободе совести и свободе молитвы. Это они являются первичными силами и установками русской души, которая задает тон их могучему темпераменту. Русский народ - народ сердца и совести. Здесь источник его достоинств и недостатков. В противоположность западному человеку «здесь все основано не на моральной рефлексии, не на принудительной дисциплине или страхе греховности, а скорее на свободной доброте и на несколько мечтательном, порою сердечном созерцании». Деловому общению, холодному, расчетливому и умозрительному рассудку русский противопоставляет в повседневной жизни - доверительный разговор “по душам”. Более всего на Руси любили (умного почитали, перед волевым склонялись) человека душевного, сердечного, совестливого. “Душа - человек” - высшая похвала у русских. Поэтому они легко отказываются от “права собственности”, политики, правовых законов. Сердцу все это не нужно; счастью, душевному покою, гармонии - тоже. Русский характер в одноименном рассказе А.Н.Толстого складывается из отдельных черт характеров всех героев: и Егора Дрёмова, получившего тяжелые ожоги в бою на Курской дуге, и его родителей, которые ценят в нем не красоту, а мужество и честность, и Кати Малышевой, верной и преданной  невесты. «Да, вот они, русские характеры! Кажется, прост человек, а придет суровая беда, в большом или в малом, и поднимется в нём великая сила – человеческая красота».

     2. На вопрос корреспондента: «В чем же отличие русского от западного человека?» современный исследователь русского национального характера, известный писатель В. Личутин  дает следующий точный ответ: «Русский человек - дитя пространства, человек  свободы и воли… Для русских воля выше и желанней свободы. В поисках воли кидались тысячи русских мужиков в Сибирь, чтобы отыскать там Беловодье, чтобы устроить жизнь без насилия...  От желания безграничной воли воспитались в русских
долготерпение, умение обходиться самым необходимым,  нестяжательство, созерцательность, дружинность... Из желания воли – всевечный конфликт государства и народа... Для русских распрощаться с волей--- это отрезать душу, превратить ее в шагреневую кожу».

      3. Все русские мыслители, философы и писатели отмечали отсутствие в русской душе буржуазности. Все они боролись против буржуазной пошлости и мещанства. Ненависть их свободного духа к буржуазии как классу была жизненным нервом их размышлений и пророчеств о России. И.А.Бунин, не принявший ни Февральскую, ни Октябрьскую революции, посвятивший всю жизнь изучению души русского человека (“Деревня”, “Суходол”, “Исход”, “Антоновские яблоки”), отрицавший любовь к богатству, жизнь во имя только материального преуспевания, сам писал о себе: “Я с истинным страхом смотрел всегда на всякое благополучие, приобретение которого и обладание которым поглощало человека, а излишество и обычная низость этого благополучия вызывали во мне ненависть - даже всякая средняя гостиная с неизбежной лампой на высокой подставке под громадным рогатым абажуром из красного шелка выводили меня из себя”.  Антибуржуазный характер русского менталитета в сознании крестьянина стал причиной краха столыпинской крестьянско-земельной реформы в начале XX века. Мироощущение русского человека никогда в истории не возводило историческое (и даже чисто случайное) право собственности в “естественное право”. Современно напомнить, каким убежденным противником купли-продажи земли был Л.Толстой. “Всемирно-историческая задача России, - пишет он, - состоит в том, чтобы внести в мир идею общественного устройства земельной собственности. Русский народ отрицает собственность самую порочную - земельную”.

     4. С сердечно-созерцательным строем русской души связана и специфическая вера русских в Иисуса Христа, утвердившего превосходство души и духа над всеми другими сторонами жизни и деятельности человека. И.С.Тургенев, Л.Н.Толстой, А.П.Чехов и другие, утратившие личностную православную веру, отмечали эту особенность нашего религиозного менталитета. Русский человек не закален в догматике, в церковной вере он довольствуется в своей повседневной религиозной жизни простой и краткой молитвой: “Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешного”.

     5. Известный русский философ Н.А.Бердяев настаивал на том, что нет другого такого противоречивого народа, как русский, на Земле.  Алеша Карамазов и его сводный брат Смердяков - все это русский характер. “В жизни каждого народа, - писал русский философ-идеалист Н.О. Лосский, - воплощены пары противоположностей, и их особенно много среди русских людей”.      Сложность русской души Н.А. Бердяев связывал с тем, что “в России сталкиваются и приходят во взаимодействие два потока мировой истории – Восток и Запад. Россия есть целая часть света, огромный Востоко-Запад, она соединяет два мира”. Вспомним строки из стихотворения  «Скифы» А.Блока: «Да, скифы – мы! Да, азиаты – мы,//С раскосыми и жадными очами!» «Чистый понедельник» И.А. Бунина – рассказ не только о любви, не только о судьбе России, как её понимал Бунин, но и о русском характере, каким его представлял себе автор. Загадочным русским характером обладает героиня «Чистого понедельника». В ней прослеживается противоречие двух сторон, двух культур—западной и восточной, европейской и азиатской. Странная курсистка как будто ищет для себя цельности, как будто стремится совместить в душе стихийные порывы и логические рассуждения, объяснимые хаотичностью Востока и ясностью Запада. Столкновение в образе героини западных и восточных черт помогает выявить главную сторону её облика – национально неповторимую, не затронутую иноземным влиянием. 

  6. Русские устремлены в бездонную пропасть антиномии (появление в ходе рассуждений двух противоречащих, но представляющихся одинаково обоснованными суждений). Ф.М.Достоевский, открывший эти свойства в русской душе, устами Дмитрия Карамазова сказал: “Широк человек, я бы сузил”. К чему приводят размышления над бездной противоречий и сомнений русской души, показывает пример Ивана Карамазова. “Просто помешаться можно...” – говорят в народе у нас по такому случаю.

   7. Стремление к совершенной Правде и Справедливости - источник русского героизма, подвижничества, способности к жертве. У русского человека всегда была “готовность жертвовать своими жизнями, судьбами, ресурсами и благополучием во имя спасения свободы, достоинства и других великих национальных ценностей”.

     8.  «Самый непокорный народ на земле» исторически организует свобода. Эту внутреннюю свободу духа еще более, чем столетие назад подмечали иностранцы. Англичанин, путешествующий по стране, однажды встретил А.С.Пушкина и сказал ему среди прочего: “Знаете, что меня здесь (в России) особенно удивляет? Чистота и свобода русского крестьянина. Понаблюдайте-ка его: можно ли представить себе нечто более свободное, чем его обхождение с нами? Нет ни малейшего следа рабской приниженности в его манерах и речах”. “В русском народе, – писал философ Н. Бердяев, – поистине есть свобода духа. Русский человек с большой легкостью... уходит от всякого быта, от всякой нормированной жизни. Тип странника так характерен для России... Странник – самый свободный человек на земле».  В повести «Очарованный странник»
Н.С.Лесков создал яркий национальный характер, замечательный своей нравственной чистотой и человеческим обаянием: у Ивана Северьяновича Флягина обостренное чувство чести, непримиримость к несправедливости и искреннее человеколюбие. Представление о счастье у И. Флягина высокое: ему не нужны деньги и власть, ему нужна внутренняя уверенность. Что его дела приносят пользу людям. К такому же выводу – счастье в том, чтобы жить для людей, – приходят герои Л.Н. Толстого – просвещённые аристократы князь Андрей Болконский и граф Пьер Безухов.

9. Русская душа – не позитивистска. Русский человек не может полюбить жизнь прежде ее смысла. Когда утрачивается смысл, выходящий за пределы материального бытия, он не хочет трудиться над общественным и личным благоустройством. Для него жизнь полна сакрального, мистического смысла, нацеленного на поиск скрытого смысла вещей и человеческих явлений. Это мотивирует поступки русского человека, те, которые противоречат здравому смыслу, эмпирическому опыту, но ведут к прорыву в новую духовную реальность. Сошлемся на героев русских народных сказок – Ивана- дурака, Емелю, “чудиков” из рассказов В.Шукшина. Вспомним А.Платонова, классически выразившего  антипозитивистский склад русской души. Русский человек “каменный, еще зеленеющий мир превращает в чудо и свободу”. В своей волшебной любви к революции и женщине Степан Копенкин в “Чевенгуре” ревниво осматривает куст: так ли он тоскует по Розе Люксембург; в противном случае он ссекал его саблей. Русским людям всегда кажется, что за всем этим злым и страдальческим миром есть другой, настоящий, подлинный, который можно достичь. Счастье (и душевное страдание) происходит не от материального бытия, а от смысла жизни. Русские, сильные “истиной” смысла жизни, слабеют и телом и духом, остывают душой, когда теряют социальную истину (идеал),  этно - нравственное значение жизни. Герой “Котлована” А. Платонова признается: “У меня без истины тело слабнет, я трудом кормиться не могу, я задумывался на производстве, и меня сократили”. Правильно подметил Н.Бердяев - русскому народу свойственно философствовать, “русский безграмотный мужик любит ставить вопросы философского характера - о смысле жизни, о Боге, о вечной жизни, о зле и неправде, о том, как осуществить Царство Божие ”.

  10. Обратим внимание на участившуюся сейчас в прессе критику нашей кириллицы (чаще всего выступает член-корреспондент РАН С. Арутюнов). Необходимость ее транслитерирования (транслитерация – передача текста, написанного с помощью одного алфавита средствами другого алфавита) на, якобы, «самый совершенный в мире латинский алфавит» (латиницу) обосновывается целями «общемировых цивилизационных процессов глобализации». «И если Россия, – вещает С. Арутюнов,  – хочет идти в ногу с прогрессивным миром, хочет быть частью Европы, Россия должна полностью перейти на латинский алфавит, и рано или поздно оно к этому придет». Писатель В. Распутин говорит: «Будем надеяться, что... отказа от кириллицы все-таки не произойдет. Это было бы окончательным самоубийством нации. Представить только – читать» “Слово о полку Игореве» и «Слово о законе и благодати», Пушкина и Гоголя, Достоевского и Толстого, Тютчева и Есенина на латинице! Перевести  на нее письмо  Ваньки Жукова  на  деревню  дедушке и треугольные  письма наших отцов и  дедов с фронтов Великой Отечественной!  Отказаться от православной веры и всей культурной и духовной генетики! Нет, такое даже и представить нельзя».
Всякий народный дух утверждает свою независимость, то есть самобытность. Только на основе самопознания русский человек найдет сейчас пути спасения своего народа и страны.

Щедрость и хлебосольство русского человека

Характер русского человека многогранен. Щедростью и добротой знаменит наш народ.
Самобытный национальный характер русского человека были отражены в произведениях русских писателей таких, как Л.Н.Толстого «Война и мир», Н.С.Лескова «Очарованный странник», А.С.Солженицына «Матренин двор», А.С.Пушкина «Евгений Онегин»,
 «Война и мир» – национальная эпопея, в которой нашел отражение национальный характер русского народа. Семья Ростовых – идеальное гармоничное целое, где сердце преобладает над разумом. Любовь связывает всех членов семьи. Она проявляется в чуткости, внимании, сердечной близости. У Ростовых все идет от души, искренне.
В этой семье царят радушие, гостеприимство, хлебосольство, сохраняются традиции и обычаи русской жизни. Жизнь сердца, честность, естественность, нравственная чистота и порядочность определяют их взаимоотношения в семье и поведение в кругу людей.
В романе А.С.Пушкина «Евгений Онегин» описывается щедрость и гостеприимство русских помещиков на примере семьи Лариных:
               Они хранили в жизни мирной
               Привычки милой старины;
               У них на масленице жирной
               Водились русские блины;
               Им квас как воздух был потребен.
               И за столом у них гостям
               Носили блюда по чинам.

Человек  среди людей

Проблема ответственности человека за свои поступки

            «Мы в ответе за тех, кого приручили»,- эта фраза Экзюпери давно стала притчей во языцах. Ответственность лежит на каждом человеке постоянно: за своих близких, за свою работу, за завтрашний день, за все, что он совершил или собирается совершить. В.П.Астафьев писал: «Жизнь – не письмо, в ней постскриптума не бывает». Жить нужно сразу «набело», ведь возможности переписать «черновик» жизнь не дает. И прожить ее достойно, на мой взгляд, можно лишь в том случае, когда человека не покидает чувство ответственности за слова и поступки. Эта проблема была и остается актуальной во все времена. Поэтому так часто обращаются к ней писатели, даже детские. Ведь человек должен уже в детстве понимать, что он несет ответственность за каждый свой поступок, а поэтому должен четко разграничивать хорошее и плохое.
            Герой сказки А.Погорельского «Черная курица, или Подземные жители» Алеша, забывая об обещании, подвергает опасности весь маленький народ, живущий под землей, а также лишается расположения окружающих. Он предал свою любимую Чернушку: выдал тайну, начал рассказывать о черной курице, о рыцарях, о маленьких людях… Духовное обновление мальчика начинается с болезни. Он как бы переболел злом, попавшим в его душу.  И только после раскаяния, хотя и позднего, ему удается стать снова совестливым и добродетельным мальчиком.
            На мой взгляд, одной из основных составляющих духовности человека является ответственность. Русского человека, по мнению В.П.Астафьева, духовно сложили две силы – родная вера и родная литература. Именно они дали ему масштаб, открыли его. Но ведь и религия наша утверждает, что каждому воздастся по делам его. А значит, верующий человек в большей мере ощущает на себе ответственность за содеянное. Наверное, поэтому герой Достоевского, который сам был глубоко религиозным человеком, так мучается и тяготится своим преступлением. Преступление Раскольникова – это игнорирование христианских заповедей. Он забыл об ответственности перед законом, перед людьми, перед Богом, перед собственной совестью.

Д.Гранин в очерке «О милосердии» рассказывает о том, как к нему, нуждающемуся в помощи человеку с окровавленным лицом, никто не проявил участия на многолюдной улице. Читая этот очерк, невольно задумываешься: если мы сегодня можем пройти мимо человека, нуждающегося в нашей поддержке, не воспитываем ли мы тем самым в себе и своих детях равнодушие, черствость и безответственность? Отвести глаза, отвернуться, не забивать голову лишний раз тяжелыми мыслями, которых и так хватает у каждого, - это легче, проще, чем брать на себя груз ответственности за кого-то или за что-то. Но не слишком ли мы упрощаем себе жизнь?

Проблема отношения к старикам

В повести Ю.В. Трифонова «Обмен» говорится о старой большевичке Ксении Фёдоровне, в прошлом библиографе крупной академической библиотеки, которая смертельно больна. Её сын, Виктор, хочет использовать смерть матери для увеличения своей жилплощади. Он едет к больной для переговоров, понимая, что «добивает» этим мать – она ещё не всё знает о своей болезни и надеется на выздоровление.
Мне кажется, что своим произведением Ю.В. Трифонов призывает читателя быть добрее, человечнее: не обменивать совесть на удобства в жизни, любить старых и беззащитных людей.
В произведении В.П. Астафьева «Последний поклон» повествуется о герое, который корит себя за то, что не смог приехать на похороны своей бабушки – «отдать ей последний поклон» (не отпустили его в вагонном ДЕПО). Герой осознал  тяжесть горя, постигшего его, только после смерти самого близкого и родного для него человека.
Прочитав произведения В.П. Астафьева и Н.В. Трифонова,  я поняла, что пожилые люди нуждаются в помощи, в поддержке. Ведь придёт час, когда мучительным упрёкам сердцу обернётся наше равнодушие к старикам.

Судьба детей и подростков

Влияние детских и юношеских переживаний на их судьбу

1. В. Распутин. «Уроки французского»
Бежит за машиной, на которой уезжает мама, остающийся в чужой  семье мальчик, понимающий своим взрослеющим сердечком, что иначе невозможно, что ни он, ни мама не виноваты в разлуке, что такова она, жизнь.
Он вынужден уехать из дома, чтобы учиться. Но вдали от родной деревни, от мамы, от дома ему вдвойне тяжелее. Сын, ставший рано взрослым, понимает, что матери и так приходится нелегко и не стоит лишний раз тревожить её. Чтобы выжить, надо зарабатывать деньги самому. В ирге на деньги поначалу удача сопутствует герою, но вот его обманывают, бьют, выгоняют из игры. «Минут пять я стоял и, всхлипывая, смотрел на игру, потом…не сдерживаясь больше, горько, навзрыд заплакал». Степень его переживаний передаётся через портретные детали: мальчик, сидящий на первой парте, корчился, тощий, диковатый, с разбитым лицом, неопрятный без матери и одинокий. Гордость мешает принять помощь учительницы и ещё более усиливает его мучения, когда ему приходится бывать в её чистой и уютной квартирке, а тем более принять приглашение поужинать. К счастью, доброе сердце учительницы подсказало ей правильные шаги: игра на деньги. Её поступок не только поддержал мальчика, но и подсказал ему, насколько добрыми, понимающими могут быть люди. Это определило благополучную судьбу героя, навсегда запомнившего уроки французского как уроки доброты.

2. А. Алексин. «Раздел имущества»
            Известно, что в пору испытаний люди рано взрослеют. Взрослость – понятие не столько возрастное, сколько нравственное, она определяется не датой рождения, указанной в паспорте, а поступками человека.
            Героиня повести Анатолия Алексина «Раздел имущества» Вера, родившаяся с ДЦП, преодолевает не только физическое несовершенство, но и изо всех сил старается разглядеть в людях, её окружающих, благородство, доброту, душевную щедрость. Драматичны её переживания, недоумение вызывает то, что её мать, «борясь с отравлением природы», сама эту природу не любит и не чувствует; что властный характер матери сделал безликим отца (у него не только характер, даже походка изменилась). Наблюдая борьбу матери за то, чтобы стать главным человеком в её жизни, девочка убеждается в ужасной вопиющей несправедливости, которую мама собирается совершить – «по справедливости, по закону» - разъехаться с бабушкой, разделить имущество.
 Вера беззаветно любит бабушку, понимая, что никакая медицина не помогла бы ей, если бы бабушка без громких слов не пожертвовала всем в жизни для неё, не требуя ничего взамен. Бабушка не только помогла выздоровлению внучки (она одна относилась к ней, как к обычной девочке: посылала её, еле шевелящую ногами, за почтой на лестничную площадку или предлагала попрыгать через верёвочку…). Бабушка воспитала в Вере чуткость, доброту, чувство справедливости…
И Вера делает свой нравственный выбор: она решает стать той частью имущества, «которая по суду отойдёт бабушке». Бабушке, незаметному доброму гению семьи, научившему Веру самому главному – человечности. Права Вера, назвав бабушку «главным человеком» в своей жизни. Думается, что теперь за Веру можно не волноваться: она знает тайну жизни и не пропадёт, даже если её физический недуг возвратится.

3. А.П.Чехов. «Ванька»
А.П.Чехов (рассказ «Ванька») с невыразимой печалью описывает столкновение ребёнка с пошлостью и жестокостью взрослого мира. Нежные и пугливые, милые и мягкие, дети вырастают, страдая в отравленной среде, и, выросши, пополняют собою толпу несчастных людей. Море детского страдания разливается по свету: несчастный, трижды несчастный Ванька Жуков со своим письмом к дедушке, наверное, у всех стоит перед глазами. «Милый дедушка, Константин Макарыч! И пишу тебе письмо. Поздравляю тебя с рождеством…  Нет у меня ни отца, ни маменьки, только ты у меня один остался». Каждый день его бьют у сапожника, и каждый день «еды нету никакой». Каждую ночь ему не дают спать, он качает люльку. И вообще – «нету никакой возможности, просто смерть одна». Стонет Ванька, надрывая наше сердце. Всё человеческое в каждом из нас вместе с Ванькой взывает к милому дедушке – приезжай!  Но дедушка не доедет, до него не дойдёт письмо  Ваньки с наивным адресом. Много писем в мире, много жалоб не доходит по назначению – люди тщетно ожидают себе заступника.
Нет большей печали, чем когда ребёнок принимает на себя горе взрослое. Как в осаждённой крепости, счёт жизни превращает месяцы в годы, и дитя до времени становится взрослым страдающим человеком, сохраняя в душе своей возможность удивляться. Жалуется Ванька на голод, побои, но и описывает Москву, чудеса её лавок и то, что «со звездой ребята не ходят». Это детское, малое ещё сильнее и мучительнее оттеняет большую боль ребёнка. Грезится Ваньке родная деревня, и дед на печи, и собака Вьюн; грезится ему, что дедушка исполнил его просьбу (взял золочёный орех с ёлки для него) – но от этих грёз пробудит Ваньку пинок сапожника. Дедушка не приедет, и в детском сердце застынет горе, никем не услышанное, не облегчённое, горе на всю жизнь (вероятно, очень короткую), останется боль, глубокая обида, ребёнок станет несчастным взрослым.

4. И.С. Тургенев
И.С.Тургенев родился в богатой дворянской семье на Орловщине. Природа и люди средней полосы России сформировали в И.С.Тургеневе чувство глубокого уважения к человеку, к его нелёгкому труду на земле. Но Орловская губерния в Николаевской России была известна и другим: особо беспощадной эксплуатацией крепостных крестьян. Впечатлительный мальчик на всю жизнь сохранил отвращение к насилию и произволу, которыми отличалась его мать – помещица, женщина умная, образованная, но властная и жестокая. Позднее, в 40-е годы, Сван Сергеевич писал: «Я не мог дышать одним воздухом, оставаться рядом с тем, что я возненавидел…  Враг этот был – крепостное право».
            Создание «крамольной» книги и образов «мерзавцев с тонкими вкусами»  и было откликом его страдающей души  на истязания крепостных крестьян и дворовых,  на ссылки в дальние деревни, выселения с плодородных земель, обречение на ужасы двадцатипятилетней солдатчины… Собранные в одну книгу,  рассказы из «Записок охотника» особо резко выставили на всеобщее обозрение жестокость, эгоизм, самодурство, бездушие помещиков, их полное пренебрежение к человеческому достоинству крепостного крестьянина.
            Антикрепостническое содержание «Записок охотника» и есть иллюстрация влияния глубоких переживаний мальчика, которые определили нравственное кредо взрослого, ставшего великим русским писателем.

5. М.Е. Салтыков-Щедрин. «Господа Головлёвы»
М.Е. Салтыков-Щедрин  убедительно показывает, как может сказаться на судьбе человека атмосфера его детских переживаний.  Детство Иудушки (роман «Господа Головлёвы») проходит в необходимости приспосабливаться, ибо мать – Арина Петровна – не просто живёт уединённо, расчётливо, почти скучно, а от детей требует, чтобы были в таком послушании у неё, чтобы при каждом поступке спрашивали себя: «Что об этом маменька скажет?» Этот пресс привёл к определённому результату: дети не оправдали её надежд. Стёпка – балбес;  Анна убегает из дома за счастьем, любовью, но не находит её; Павел – тихоня, человек «без поступков» – немилый ребёнок. Муж, дети гибнут один за другим, не имея никакой поддержки в трудную минуту жизни от матери.  Порфирий (Иудушка), руководствуясь инстинктом самосохранения, учится быть «послушным», угодным матери; безразличен к спившемуся брату Стёпке, умирающий Павел не вызывает у него сочувствия, а самой Арине Петровне любимый сыночек отводит роль приживалки, заставляя её ощутить себя «лишним ртом». И сына доводит Головлёв до самоубийства…. На совести наследника всего рода Головлёвых смерти близких ему людей…
Обстановка деспотизма и приниженности создала из Порфирия монстра: в  интересах семьи Арина Петровна начала накапливать имущество, держа детей в строгости и чуть ли не в голоде, это убивало любовь к матери, к семье. Это и привело к распаду человеческой личности в Порфирии.

Проблема взаимоотношения подростков

            К проблеме взаимоотношения подростков обращались разные писатели в разные времена. Один из них – Ю.Я. Яковлев. В своих коротких, но очень ёмких по содержанию рассказах для детей он иногда с улыбкой, иногда серьёзно повествует о самых разных ребятах. Одним из них хорошо и весело в школьной среде, другим одиноко, как рыцарю Васе, третьи, как Костя из рассказа «Багульник», живут своей, особой жизнью. Писатель внушает читателям: приглядывайтесь к своим одноклассникам, окружающим людям, уважайте, цените, помогайте. Его мудрые уроки нравственности запоминаются на всю жизнь.
            Главный герой рассказа В. Солоухина «Мститель» вынашивает план мести. Он твёрдо решил наказать своего руга Витьку за причинённую ему обиду. Но план отмщения рухнул, как карточный домик.  Добро в душе героя одерживает победу. Подросток способен увидеть в обидчике больше хорошего: Витька добрый, весёлый, большой придумщик. И обида испаряется.
           
Мораль и нравственность. 

Истинный и ложный гуманизм

Известный русский писатель А.М.Горький в пьесе "На дне", изображая среду обитателей ночлежки Костылёва, опустившихся на самое "дно" жизни, отвечает на вопрос: "Что лучше, истина или сострадание?" Горький решает его с позиции  активного гуманизма, отвергает "утешительную ложь", примиряющую человека со злом. Носителем ложного гуманизма в пьесе  выступает Лука.   Он идёт к "униженным и оскорблённым", чтобы помочь им. Умирающей Анне старик советует не бояться смерти: она ведь несет покой, которого вечно голодная Анна никогда не знала. Спившемуся Актёру Лука внушает надежду на излечение в бесплатной лечебнице для алкоголиков. Ваське Пеплу говорит о возможности начать новую жизнь вместе с Наташей  в Сибири. Сюжет драмы строится на том, как жизнь разбивает те иллюзии, которые сеет Лука в сердцах ночлежников, ценность его  сострадательного гуманизма оборачивается трагически для некоторых из них (Актера, Анны, Пепла, Наташи).
Проповедники, подобные Луке, неприемлемы для писателя. Сама жизнь все настойчивее требовала появления подлинных гуманистов. В пьесе нет положительного героя, но идейным противником Луки является Сатин. В знаменитом монологе 4 акта он провозглашает новое отношение к человеку: "Человек – вот правда!.. Все – в человеке, все для человека! Существует только человек, все же остальное – дело его рук и его мозга! Чело-век! Это – великолепно!.. Надо уважать человека! Не жалеть... не унижать его жалостью... уважать надо!" Выступление Сатина является протестом не только против строя, унижающего человека, но и против ложного гуманизма, утешительной лжи, притупляющей ощущение этого гнева.

В романе-эпопее "Война и мир" Л.Н.Толстой, создавая образ народа-мстителя, показывает не только его ненависть к врагу, решимость, энергию, смелость, но и великий гуманизм. Суровая зима. Ночь в лесу. У костра расположились солдаты. Звучат оживленные беседы, кое-кто дремлет, завернувшись в шинель. Солдат говорит о Наполеоне: "А кабы мой обычай, я бы его, изловимши, да в землю бы закопал. Да осиновым колом. А то что народу загубил." Та же ненависть звучит и в реплике старого солдата: "Все одно конец сделаем, не будет ходить". Но когда солдаты видят умирающих от голода и стужи Рамбаля и Мореля,  естественное чувство жалости пробуждается в них. Резко обрывают они неуместное замечание шутника, угощают врагов кашей, сажают поближе к костру. "Вот люди!"- с восторгом говорит о русских Рамбаль. Эта оценка перекликается со словами одного из солдат-ветеранов: "Тоже люди..." – говорит он о французах.

В романе-эпопее "Война и мир" Л.Н.Толстого поиски правды и смысла жизни приводят главного героя Пьера Безухова в масонскую ложу. Пьеру кажется, что в масонстве он нашел воплощение своих идеалов. Безухов проникается страстным желанием "переродить порочный род человеческий и самого себя довести до высшей степени совершенства". Идеи "равенства, братства и любви", мысль о том, что надо "всеми силами противоборствовать злу, царствующему в мире",- вот что прежде всего привлекает Пьера в учении масонов. Пьер Безухов хочет действовать и решает облегчить участь крепостных. Наивно думая, что ему это удалось, Пьер чувствует себя счастливым :"И только теперь, когда я живу, по крайней мере стараюсь жить для других, только теперь я понял все счастье жизни". Но попытки Безухова привлечь "братьев" к бескорыстной помощи страдающему человечеству приводят его к разрыву с масонами.

 В рассказе М.А.Шолохова "Судьба человека" человеческая судьба как бы вставлена в рамку событий Великой Отечественной войны и проверяется ею на прочность, стойкость, на способность возрождаться в доброте и гуманности.. Андрей бежит из плена, но испытание войною продолжается. Бомбой разрушен его дом, погибла семья, в последний день войны убит в Берлине сын. Но человеческий гуманизм, жизнелюбие живут несмотря ни на что. Соколов встречает сироту Ванюшку - и жизнь его обретает цель и смысл. В нем пробуждается потребность любить и отдавать себя людям, доброта, сердечная щедрость. Вот пример истинного гуманизма! И мы верим, что рядом с таким отцом Ванюшка вырастет настоящим человеком.

Проблема верности своему долгу, слову, чести

Русские писатели всегда обращались в своих произведениях к проблеме верности своему  долгу, слову, чести. Мне кажется, что эта проблема была и есть одна из центральных в русской литературе.
1) Потеря чести - это падение моральных устоев, за которым  всегда следует наказание. Понятие чести воспитывается в человеке с детства. Так, на примере повести Александра Сергеевича Пушкина «Капитанская дочка» хорошо видно, как это происходит в жизни и к каким приводит результатам.
В напутствиях сыну Гринёв особенно подчёркивает необходимость соблюдения чести: « Служи верно, кому присягаешь, слушайся начальников; за их лаской не гоняйся; на службу не напрашивайся; от службы не отговаривайся и помни пословицу: береги платье снову, а честь смолоду». Это напутствие отца остаётся с Гринёвым на всю жизнь и помогает Петруше не сбиться с правильного пути.
2) Верны своему долгу, слову, чести  также герои  романа–эпопеи Л.Н.Толстого «Война и мир» Андрей Болконский и Пьер Безухов. По– разному идут они к осмыслению жизненного пути, но оба приходят к выводу, что смысл жизни в служении отчизне и людям.
3) Как был поражен Наполеон, столкнувшись с «загадочным  русским характером», когда притесняемые помещиками крестьяне, которым предлагались деньги за сено, отказывались от вознаграждения. А ведь они, как мы знаем, были далеки от таких понятий, как «верность», «честь», «присяга» - мужики знали об одном: у них есть Родина, которую надо отстоять. Именно поэтому Л.Н.Толстой в романе-эпопее «Война и мир» живописует портреты   Тихона Щербатова и старостихи Василисы. Они, по Толстому, включаются в рой людей, делающих историю.
4) Вспоминается также «милый идеал» Пушкина Татьяна Ларина из романа «Евгений Онегин». Хрупкая  и нежная девушка, любя Онегина, однако остаётся преданной  женой, сохраняя верность данному слову и честь.
Я думаю, что такие понятия, как честь, верность  своему долгу, слову занимают первое место в ряду нравственных символов. Можно пережить многие беды и невзгоды, но, наверное, ни один народ на земле не смирится с разложением нравственности.

Проблема самопожертвования
Великий русский писатель Ф.М. Достоевский  видит  «величайшее счастье» в уничтожении своего «я», в безраздельном служении людям, в самопожертвовании. Противопоставляя Раскольникова и Соню Мармеладову в романе «Преступление и наказание», писатель сталкивает революционное бунтарство Родиона с христианским смирением, любовью к людям Сонечки. Вера Сони, её самопожертвование убеждают Раскольникова «страдание принять». Он признаётся в преступлении и на каторге приходит к раскаянию.
В романе М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита» любовь Маргариты спасает Мастера. Она заключает сделку с самим Воландом, принимая его приглашение стать королевой ежегодного бала Сатаны, лишь бы вновь обрести своего любимого. Маргарита жертвует всем: своим благополучием, самой своей жизнью – ради своей любви.
Героиня романа Ф.М. Достоевского Соня Мармеладова привыкла жить по законам сердца, по христианским заповедям. Именно в них она черпает силы. Она понимает, что от неё зависят жизни её братьев и сестёр, поэтому полностью забывает о себе и посвящает себя другим. Сонечка становится символом вечной жертвенности, В ней живо великое сочувствие к человеку, сострадание ко всему живому.
Самопожертвование присуще многим героям произведений русской литературы. В поэме «Русские женщины» Н.А. Некрасов воспевает женщин дворянского круга, которые жертвуют всем ради тех, кого они любят. Княгиня Трубецкая едет на каторгу за своим  мужем-декабристом и е разделяет с ним   все тяготы жизни.

Самообладание человека, воля к жизни

В рассказе Д. Лондона «Любовь к жизни» описан тяжёлый путь измождённых от голода людей. Главный герой произведения чудом выжил в страшной ледяной пустыне. Он сумел сохранить в себе человека, в отличие от своего товарища, сумел собрать волю в кулак и победил.
Главный герой рассказа Д. Олдриджа «Отец и сын» – профессиональный летчик Бен – отправляется на стареньком самолете в Акулью бухту для съемок документального фильма. Однако в результате неосторожности случается несчастье: на Бена нападает акула, и он получает страшные увечья. Лишенный возможности шевелить руками и ногами, летчик внезапно понимает, какая смертельная опасность угрожает ему и его десятилетнему сыну Дэви, который сопровождал отца в этом путешествии. Качества профессионального летчика не позволили Бену раскиснуть, упасть духом. Он понял, что от его силы воли, от его советов и указаний зависит жизнь его сына и его.  Он сумел убедить  и заставить Дэви слушаться его, и они были спасены.

Виды вступлений

       1. Вопросительно-ответное единство.
           Методисты считают, что диалог позволяет сделать вступление более  энергичным.
      Что такое красота? Наверное, это одно из самых загадочных понятий в истории культуры. Над этой загадкой бились многие поколения людей. Художники, поэты, скульпторы стремились постичь тайны красоты и гармонии. О том, что такое красота и какова её роль в жизни человека, заставляет задуматься высказывание Сухомлинского.
   
2. Цепочка вопросительных предложений.
        Несколько вопросительных предложений в начале сочинения призваны зафиксировать внимание на ключевых понятиях текста, выделить главное в нём.
       Что такое талант? Как должен жить человек, чтобы не растратить свой дар. Такие вопросы невольно возникают после чтения текста Ю. Башмета.

    3. Назывные предложения.
        В зачине должна содержаться базовое понятие или имя человека, о котором рассказывается в тексте.
        Марина Цветаева. Это имя дорого каждому, кто ценит настоящую поэзию. Мне кажется, трудно найти человека, которого стихи Цветаевой оставили бы равнодушным. Литературовед Евгений Борисович Тагер – один из тех, кому посчастливилось знать Марину Ивановну лично. В своих воспоминаниях он стремится раскрыть внутренний мир этого удивительного поэта.
         Чёрная обуглившаяся земля до самого горизонта. Запах смерти… Мёртвая тишина. Ощущение дикого вселенского одиночества…
          Всё это ждёт человечество, если оно продолжит тот пагубный путь, о котором пишет В.Солоухин в своей статье.

    4. Риторический вопрос.
Далеко не любое вопросительное предложение представляет собой риторический вопрос. Риторический вопрос – это вопросительное по форме и утвердительное по смыслу предложение.
        Кто и нас не слышал о том, что в споре рождается истина? Вы наверняка сталкивались с заядлыми спорщиками, которые готовы спорить до хрипоты из-за любой мелочи. Конечно, есть различные способы ведения спора, которые рассматривает в своём тексте Л. Павлова.

         Ряд риторических вопросов.
        Кто из живых ныне людей может себе представить, что он позволит своим детям есть отравленную рыбу? Пить ядовитую воду? Кто захочет поехать за город, чтобы отдохнуть в весёлом берёзовом лесу, а вместо него найти лишь безобразные пни? Никто не хочет. А ведь это ждёт нас в будущем, если мы продолжим так же относиться к природе, как об этом рассказывает В. Солоухин.

5. Цитата в качестве зачина.
    Цитата не должна быть объёмной, она должна иметь прямое отношение к теме. Цитата  может быть взята из исходного текста или представлять собой высказывание знаменитого человека, или взята из другого любого источника.
     «Судьба человечества – в руках человечества – вот в чём ужас». Эту фразу В. Гжешика, поразившую меня своей парадоксальностью, а потому и запомнившуюся, я вспомнил сразу же, как  только прочитал текст В. Солоухина о тех перспективах, которые ждут человечество в результате безнравственного отношения к природе.

Два чувства дивно близки нам,
В них обретает сердце пищу,
Любовь к родному пепелищу,
Любовь к отеческим гробам.-
Эти бессмертные строки А. Пушкина вспомнились мне, когда я читал текст Ф. Искандера «Дедушкин дом».

 6. Приведение краткой справки о писателе, являющимся автором текста: об основных проблемах, которые он затрагивал в своих произведениях и о связи проблемы, поднятой в тексте, с общим направлением  его творчества.
      В. Солоухин один из тех писателей, о котором можно сказать: «Это художник слова». Завораживают описания природы, созданные им. Удивительно точны, эмоциональны, выразительны его высказывания о природе. В своём творчестве В. Солоухин не раз поднимал тему взаимопонимания человека и природы. К этой теме писатель обращается  и в тексте о прекрасном росном утре.
     М. Зощенко – известный писатель-юморист. Грустно, утончённо высмеивающий абсурдность своего времени. Ярким примером его индивидуального стиля является рассказ «Кошка и люди» (1928г.).

 7. С лирического отступления.
Наверное, каждый человек хоть один раз встречал зарю. Как удивительна трава, сверкающая в лучах восходящего солнца! А цветы? А птицы? Как выразительно то общее настроение пробуждающейся природы, которое передаётся и нам, проснувшимся на заре. Именно об этом говорится в тексте В.Солоухина.

Русская рябина! Это, несомненно, великолепный образ, сочетающий в себе яркую привлекательность ягод-огоньков и скромность ветвей, прогнувшихся под тяжесть полновесных гроздьев, омытых осенним дождём.

8. Во вступлении определяется тема текста.
     Утро – это время, когда пробуждается ото сна всё живое. Свежесть и яркость утренних красок, утренняя прохлада, сверкание  росы создаёт в природе особое настроение, которое передаётся людям, поднимающимся с первыми лучами солнца, как бесценный дар, как высшая награда за открытость этому миру. Об этом текст замечательного русского писателя В. Солоухина.

9. Во вступительной части формируется проблема, которая поднимается или затрагивается автором исходного текста.
      Что такое настоящая дружба? Какую ценность имеет дружба по сравнению с самой важной неотложной работой и профессиональной обязанностью человека. Как сохранить те сердечные, добрые отношения, которые связывают человека с друзьями. Что значит для человека дружеская поддержка в трудные минуты его жизни . Об этом заставляет задуматься текст В.Астафьева.

10. Во вступлении излагается собственная позиция пишущего по тем вопросам, которые были затронуты автором исходного текста.
      Интеллигентными людьми сейчас обычно называют тех, кому по роду деятельности приходится заниматься умственным трудом: учителей, врачей, инженеров. Но, на мой взгляд, не каждый, кто занимается интеллектуальной деятельностью, достоин называться интеллигентом.
      В моём понимании интеллигентный человек – это человек  глубоко порядочный, совестливый, честный по отношению к окружающим людям и к самому себе. Читая текст Залыгина, я ещё раз утверждаюсь в своём мнении  по этому вопросу.


Виды заключений
В заключительной части подводится итог всему сказанному, делается обобщение.

Проблема, поднятая В. Солоухиным, крайне актуальна и в наши дни и заставляет задуматься над их решением. Ведь в древние времена, когда человек жил в гармонии с окружающей средой, наблюдая прелесть живой природы и радуясь ей подобно ребёнку, он не испытывал тех душевных противоречий и трудностей, которые ведут человека к самоуничтожению.

В заключении может быть развита мысль, выраженная во вступительной части.
Жизнь действительно сильнее смерти. Любой человек, не разучившийся быть человеком, знает это. Жизнь никогда не прекратится. Она находит своё продолжение в детях, в последующих поколениях, в человеческих звуках, которым наполнен наш мир, в самых тёплых и нежных словах, в искусстве, науке и культуре… И пока мы будем осознавать это, жизнь не остановится. ( В.Белов)

В заключении может быть выражено личное отношение ученика к решаемой в тексте проблеме.
Рассуждение В. Астафьева  о музыке не оставляет и меня равнодушным. Я согласен с автором в том, что современная музыка всё более становится похожей на « инстинктивное  подражание воющему и ревущему зверю». Мы должны сохранить ту прекрасную музыку, которую оставили Моцарт, Бах, Чайковский, и достойно продолжать «музыкальный путь» в мир бесконечных звуков.

В форме цитаты, если она является итоговым суждением, отражающим идею или проблему текста, но она должна быть прокомментирована.
Отношение к природе, ко всему живому очень точно выразил Е.Евтушенко:
«Береги эти земли, эти воды,
Даже малую былиночку любя,
Береги всех зверей внутри природы,
Убивай зверей лишь внутри себя».
Без соблюдения этой нравственной заповеди, без победы над своими пороками вряд ли каждый из нас может считать себя человеком разумным, бережно охраняющим своё жилище, землю.

В форме яркого примера, обобщающего своё суждение.

Когда-то я читал сказку о жадном человеке, страстно мечтающем о том, чтобы всё, к чему он прикасается, превращалось в золото. Бог решил «осчастливить»  этого глупца и выполнить его просьбу. Итог страшен: человек умер от голода и жажды. Не повторится ли его роковая ошибка при стремлении к наживе? Думаю, это тот самый случай, когда очень не хочется, чтобы сказка стала былью. 

    6.     Этически корректировать возражение автору текста.
Сложно не согласиться с Солженицыным, но есть факты, которые дарят надежды на то, что человечество понемногу освободиться от власти денег, жажды наживы: американцы свои леса, озёра считают национальной ценностью; японцы активно занимаются восстановлением морских биоресурсов; европейские государства законодательно вводят штрафные санкции против тех, кто нарушает экологию…
Радует и то, что многие виды растений, птиц, животных, ранее занесённых в Красную книгу, уже не значатся  как исчезающие. Конечно, ещё рано рисовать оптимистичные картины, но человечество, кажется, начало отличать истинные ценности от ложных.

Вывод-впечатление.

Одна из крайних сущностей денег – быть платой за убийство всего живого. Об этом невольно думаешь, почитав текст В.Солоухина. А что потом будет человек делать  с цветным металлом на мёртвой планете? Неужели мои потомки будут знать названия растений, животных, птиц лишь по рисункам токсичных пластиковых книг.
Страшно подумать о том, куда нас ведёт путь наживы.

Яркое сравнение, подводящее итог рассуждения.
Мы уже давно твердим: « Природа – наш дом». Следовательно, её гибель можно сравнить с разрушением собственного жилища. Но если дом мы можем построить, отремонтировать, то нельзя построить и отремонтировать море или речку, живой или растительный мир. Да и вряд ли совестливый хозяин станет жить в покосившемся доме. Тогда почему наш  дом полуразрушен?

Резюмирование, повторение в обобщённой форме основной идеи текста, позиции автора.
Таким образом, А. Лиханов поднимает проблему, важную для каждого из нас, призывает сохранять детство в душе, не оставлять в прошлом радостное, по – детски непосредственное восприятие жизни. А ведь окружающий мир поистине прекрасен. Просто, взрослея, люди часто забывают об этом.

Призыв, обращение к читателю. Подводя итоги, можно обратиться к читателю с призывом, побуждающим к  активной деятельности. Как правило, такая концовка должна быть яркой и эмоциональной.
Итак, продираясь через запутанные сплетения слов, спотыкаясь о камни грамматических ошибок и мусор  речевых недочётов, трудно понять, что же хотел сказать наш собеседник. «Дурную траву с поля вон»,- гласит пословица. Давайте же вместе постараемся очистить поле русской речи от мусора и сорной травы!

Открытый финал. Используя фигуру умолчания, мы рассчитываем на то, что сказанного достаточно, чтобы читающий самостоятельно домыслил остальное.
Наверное, каждый человек расстраивается, видя вокруг себя чинопочитание, лицемерие, преклонение перед начальством. И все же эти явления – неотъемлемая часть нашей жизни. Они были, есть и будут. А может быть, так происходит, потому что мы просто не хотим ничего менять в себе?..            

Категория: Развитие речи | Добавил: panova
Просмотров: 852 | Загрузок: 81 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии и видеть ссылки на материалы могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Вход на сайт
Поиск